.

15.06.2015

Elastica-95, последний вздох британского панка

Старожилы, наверное, до сих пор помнят, как понаезжавшие в середине 90-х в Россию британцы, более-менее интересующиеся музыкой, с прохладцей отзывались о творческих перспективах таких будущих грандов, как Blur, Oasis или Radiohead. «Скоро вы забудете о них всех, потому что выпустят свой альбом Elastica, и это будет шторм, несравнимый ни с чем!». История распорядилась слегка иначе: Blur и Radiohead здравствуют и поныне, Oasis у нас вообще в двух экземплярах, а Elastica прекратила свое существование. Сейчас в 2015 году, когда исполнилось 20 лет с выпуска их знаменитого дебюта, есть повод вспомнить, что мы потеряли.

Несмотря на то, что Elastica обычно проходят по ведомству брит-попа, ничего общего у них нет — всего лишь вопрос контекста и общей волны. Лидер группы, Джастин Фришманн, была в числе основателей Suede вместе со своим бойфрендом Бреттом Андерсоном; ее следующего приятеля Дэймона Албарна, думаю, и вовсе не надо представлять. Именно из-за постельной темы ньюсмейкеры априори приписали Elastica к брит-попу, хотя никакого духовного родства с The Beatles они не имели. The Fall, Wire и The Stranglers – именно такой спектр влияний указала Фришманн в объявлении на поиск гитариста в свою новую группу, и на него откликнулась Донна Мэттьюз, на следующие годы ставшая второй половиной творческого тандема вместе с Джастин, а заодно и главным источником проблем в группе. В команду также вошли бас-гитаристка Энни Холланд и ударник Джастин Уэлш, и таким образом к началу 1993 года группа была сформирована.

Это были настоящие панки — в компанию к Фришманн подобрались два некогда трудных подростка и ботаничка, едва умевшая играть на гитаре. Веер отличных синглов и хайп профильных масс-медиа быстро создал Elastica фанатскую базу, и к моменту выпуска дебютного альбома все, нет, буквально ВСЕ, были готовы им восторгаться. Масла в огонь подлили скандалы с обвинениями в плагиате — второй сингл «Line Up» уж очень напоминал песню Wire «I Am The Fly», а предальбомный пилот «Waking Up» — «No More Heroes» от The Stranglers. Любители жареного в дальнейшем разобрали пластинку по нотам, пытаясь определить, у кого и откуда взяты риффы и мелодии.

Скандальный шлейф сделал свое дело, но больше всего его сделала музыка «Эластиков». Панковское прошлое с немалым влиянием колледж-рока вкупе с вокальной харизмой Джастин Фришманн вылились в 16 ядерных треков и 40 минут отвязного и драйвового рока, про который со времен Sex Pistols как-то позабыли. Бодрые и примитивные (в хорошем смысле слова) панк-боевики в духе Ramones и The Fall («Annie», «Smile», «All-Nighter» и другие) вполне гармонично ужились с актуальным гранжем («Connection», «S.O.F.T.»), а также тем, что позднее получило странное название «альтернативный поп-рок» и получило дальнейшее развитие в музыке Garbage. Elastica ухитрились угодить всем своим фирменным сочетанием прилипчивых мелодий и занимательного путешествия по музыкальным трендам последней пятилетки: тут вам и каноничный панк-рок, и реверансы в сторону модных в то время riot girls, и удобоваримый и эротичный инди американского разлива. В записи в качестве клавишника поучаствовал Дэймон Албарн, под именем Дэн Абнормал (никто бы и не догадался, ха-ха) записавший партии к трекам «Indian Song», «Car Song» и «Waking Up».

Несмотря на судебные разбирательства, пластинка, безыскусно названная «Elastica», без проблем вышла в свет 14 марта 1995 года и это была самая горячая весна для британской музыки тех лет. Альбом сходу ворвался на первое место в национальном чарте, а продажи побили прошлогодние результаты братьев Галлахеров с их дебютом «Definitely Maybe». 1995 год вообще был весьма богат на отличные альбомы, и компанию «Elastica» в условном Зале славы брит-попа за этот год составляют такие гиганты, как «Different Class» Pulp, «The Great Escape» Blur, «Smart» Sleeper, «The Bends» Radiohead и «(What’s The Story) Morning Glory?» Oasis. Это была прекрасная пора, из которой в полноценных звезд выросли, увы, не все, и Elastica в том числе — группа распалась в 2001 г. после выпуска сильно запоздавшего второго альбома «The Menace», который, хоть и был недооценен критикой, показал перспективу и творческий потенциал проекта.

Elastica_band

Юнион Джек все так же продолжает гордо реять над Британскими островами, но такого креативного взрыва, какой был 20 лет назад, уже не предвидится — в мире музыки котируются уже совсем другие вещи, панк-рок давно неактуален, и некогда взрывной дебют Elastica был его последним вздохом — прекрасным и достойным.

Алексей Прокашев

Комментарии: