Ходят предания, что раньше модные артисты собирали стадионы. Что люди в первых рядах стояли друг к дружке очень близко, почти в обнимку. Что музыканты бросали в толпу кишащие микробами медиаторы, а иногда даже бесстрашно прыгали в нее сами. И что совсем уж похоже на вымысел: в Россию приезжали выступать из-за рубежа. Сложно представить, но как говорится, старики помнят. Много литров антисептика утекло с тех пор.
Настали тяжелые времена социальной дистанции и масочного режима. Спасение изможденных концертной недостаточностью меломанов в руках отечественных исполнителей. Одна радость, что на дворе не лихие девяностые, когда был один «Ласковый май», да и то по радио.
Лиза Гырдымова, более известная как Монеточка, настоящий знаток той, давно минувшей эпохи. Певица с приставкой «пост» и, как оказалось, ярая противница группы «Ленинград», наконец-то добралась до Санкт-Петербурга. Где предстала перед публикой, истосковавшейся по живому звуку. И этот город-герой, эта неприступная крепость безупречного вкуса, дрогнул под напором зажигательных мелодий с ее нового альбома «Декоративно-прикладное искусство».
Однако современные реалии жестоки: витиеватая очередь на входе в клуб «Морзе» не такая длинная, как кажется с первого взгляда. Просто действует правило «1,5 метра». В дверях вы натягиваете маску на нос, проверяетесь на температуру (горячие, в прямом смысле слова, фанаты не пройдут) и получаете в подарок полиэтиленовые перчатки. Без предосторожностей теперь никуда.
Уже в зале понимаешь: народ есть — и его немало. Юные поклонники, коих здесь больше всего, ожидают, что певица выйдет на сцену ровно в 8 вечера. Естественно, этого не происходит. Последующие сорок пять минут отовсюду доносятся стенания. Обрывки фраз про уставшие ноги, поруганную старость и утраченную молодость. Когда можно было себе позволить стоять целый час и не думать о последствиях для здоровья.
Наконец сцена оживает, и в разноцветном свете прожекторов появляются музыканты и она, вожделенная звезда. Без промедления и предисловий на зрителей обрушивается один из главных хитов с «Раскрасок для взрослых», «Девяностые». Хрупкая Лиза пританцовывает, поддерживая рукой подол пышной юбки. В своем наряде она похожа на разбойницу из сказки про Снежную королеву или маленького пирата с Карибских островов. Такое сравнение приходит на ум как только начинается следующая песня «Ириски и риски» — очевидно, вдохновленная ямайскими ритмами регги.
После звучат медленные «Мартовские коты», посвященные всем, кто пришел в паре со второй половинкой. Затем, чтобы градус романтики не подобрался к опасно высокой отметке, чередой следуют «Грязь» и «Последняя дискотека». Впервые за вечер множество телефонов устремляются вверх — после объявления «Крошки». Эта звучащая, как эстрадный винтажный шлягер, песня буквально вынуждает зрителей подпевать.
Раскат аплодисментов — и Лиза удаляется за кулисы, передав эстафету композитору, продюсеру, гитаристу и просто творческому гиганту Вите Исаеву. Тот задает жару и выдает пару собственных рок-н-ролльных номеров. Монеточка возвращается с пачкой ирисок, которые пригоршнями отправляются в толпу. Тот редкий случай, когда в клубе раздают еду, а не отбирают. Второе отделение стартует со страстной «Нимфоманки» — и дамы почему-то подпевают активнее кавалеров. Ностальгический «Лед» не поддается исполнительнице с первой попытки, и она просит группу начать еще раз.
Время премьер продолжается. Немного хулиганская зарисовка про отца и его дурные музыкальные пристрастия заставляет усомниться в правильности возрастного рейтинга, присвоенного концерту. Но никакой нецензурщины. Просто папе сделали укол прямо в худенький живот. Со всеми случается. Между очередной историей про родителя — «Папиной любовницей», затесалась еще одна визитная карточка Елизаветы «Нет монет». Лаконичный припев которой чрезвычайно прост в освоении.
Далее слушателей ждал эксклюзивный рэп в исполнении певицы: в отсутствие Noize МС, участвовавшего в записи «Козы», кто-то должен зачитывать его текст. После обязательного программного хита «Каждый раз» на тоненькую фигурку артистки падает драматический луч света. Видна только она и ее синтезатор. Но вместо трогательной лирики начинается финская полька, переходящая в вольное переложение шедевра Стаса Костюшкина. И «Женщина, я не танцую» превращается в «Мама, я не зигую». Упоминание Жана-Поля Сартра всегда ласкает уши петербургских интеллектуалов, поэтому публика крайне благосклонно принимает композицию «Пост-пост». Немного народного колорита привносят «Кумушки» и «Косы», а томная «Рентгенограмма» навевает ассоциации с кабаре. В дуэте с пианисткой Варей исполняется нежная по звучанию, но ироничная по содержанию «Америка».
Финальным аккордом становится жизнеутверждающая «Переживу», тонко намекающая всем собравшимся, что завершение концерта они тоже переживут. Недолгая пауза в предвкушении выхода на бис (самые прожженные как раз успели забрать верхнюю одежду из гардероба) начинается теперь явно последняя песня «Козырный туз». Последняя, но наиболее политически острая, как ее отрекомендовала сама Монеточка. И этот неочевидный выбор наталкивает на размышления о том, что дискотека и танцы всегда подходят к концу, зато остаются нерасслышанные слова и непонятые строчки.