Последний десяток лет для мира музыки выдался крайне насыщенным. Вслед за развитием технологий, общества и человека в целом, закономерно менялась и расширялась музыкальная вселенная. Новые имена приходили и уходили, изобретались свежие звучания, менялись модные тенденции, росла новая аудитория, увеличивался спрос, появились стримминговые агрегаты, рос масштаб живого представления музыки.
Британцы White Lies за эти годы стали очевидцами и полноправными участниками всего этого процесса. Они являют собой яркий и показательный пример, на котором можно отследить трансформацию гитарной музыки за это время.
Этой зимой «белые лжецы» представили миру свою пятую работу, которую так же незамысловато обозвали «FIVE». Пластинка собрала рекордное количество хвалебных отзывов, став более радостной, смелой и возвышенной по сравнению со своими предшественниками. Откатав стандартный набор европейских фестивалей, ребята поехали дальше ее продвигать, красиво зацепив и Россию.
К слову, с нашей страной у музыкантов всегда были особые трепетные отношения. Еще на заре своей карьеры ребята отважились приехать в поселок Никель, что в Мурманской области, на съемки клипа, визуально представляющего один из их главных хитов «Farewell to the Fairground». Сей факт достоин уважения, а желание максимально передать слушателю холодность своего звучания — удивляет. Российский поклонник, в ответ, любит White Lies с той же отдачей, почти битком заполняя концертные арены каждый их приезд.
Живое выступление британцев за эти годы преобразилось почти до неузнаваемости. Техника стала на несколько ступеней выше и уже не кажется, как это было в начале, что парни взяли гитары в руки первый раз. Звук стал более объемным, взрывным стадионным, как и подача. Солист Гарри Маквей дирижировал толпой, разводя руками буквально на каждом треке, а в глазах читалось что-то похоже на «Привет, Олимпийский! Ну где же ваши руки?» только в британском эквиваленте.
Столичные клубы явно трещали по швам от восторженности и глобальности звуковых волн и энергетики, творящихся в его стенах. Но хорошо ли это? Первый альбом White Lies был похож на айсберг: мрачный, исполинский, холодный, который основанием уходит в океанскую тьму. В лучших традициях пост-панка работа была наполнена нервозностью, противоречиями экзистенциального становления и меланхоличностью. Лирика была интимной и чувственной. Все это было заправлено простейшими, но, на удивление, энергичными аранжировками и запоминающимся, идеально подходящему общей концепции, баритону солиста Гарри.
Этот коктейль получился своего рода уникальным, цепляющим, располагающим к себе. Несмотря на свою мрачность, музыка White Lies не вызывала чувства безысходности. Она была жизнеутверждающий и оставляла приятный осадок. Страх и любовь смешались в одной строке, где очарования сменяются разочарованиями, и так до бесконечности. Они пели о смерти так, что хотелось жить.
Впоследствии White Lies позволили себе предать традиции гитарного саунда мрачного пост-панка и ударились в насыщенный коммерческий танцевальный синти-поп с излишним нагромождением современных звуковых эффектов. Романтическая грусть сменилась на бодрость стадионного масштаба. В целом, это неплохо. Желание двигаться в потоке с актуальными коммерческими тенденциями, которые диктует сегодняшняя музыкальная индустрия, принесло свои плоды: одобрение критиков и новую аудиторию.
Только вот эффекта так называемой «гусиной кожи» музыка новых White Lies больше не вызывает. Живые выступления продуманы на 100%, заправлены лоском и драйвом, и кажется, что в них уже не осталось места для импровизации и захлестывающих тебя эмоций. В каждой песне зарождается взрыв, ты ждешь и ждешь закономерной кульминации, а ее нет — и фитиль быстро затухает. Воздушный шар, который должен лопнуть, но у него не получается. Он настолько невесом, что со скоростью света улетает куда-то в стратосферу, не дав даже почувствовать себя.
В этот раз музыканты, хоть и приехали знакомить нас с новым релизом, старые-добрые хиты с первых альбомов никто не забыл. Во время сета ребята периодически окунали всех присутствующих в ностальгию по началу 10-х и возвращались к мрачному пост-панку своего творческого детства, только уже более восторженно.
Прозвучали и «Unfinished Business», и «Death», и «Farewell to the Fairground», и «To Lose My Life» — весь первый лонгплей во всей красе. Мало какие группы после более десятка лет активного музыкального пути за плечами настолько часто возвращаются к истокам. Видимо, подсознательно они и сами все понимают.
White Lies стали типичными представителями танцевального инди, с ярковыраженным синтетическим звучанием, подходящим для беспечной, ничего не обещающей вечеринке студентов. Красивая простая музыка с легкими, яркими, незамысловатыми мелодиями.
Конечно, можно размышлять над тем, будет ли интересен еще один альбом таких песен — все-таки в методе группы есть элемент предсказуемости. Несмотря на то, что звучание утратило свою уникальность, коллектив будет пользоваться спросом, займет свою нишу, будет играть (возможно даже на стадионах) и заставлять людей танцевать. Люди любят танцевать.