В последние выходные июня Стокгольме впервые прошёл фестиваль «Lollapalooza», на котором, несмотря на всё жанровое разнообразие, выступило множество известных рэп-артистов. Но шведам этого оказалось мало, поэтому всего через день их ждал новый фестиваль, на этот раз полностью посвящённый хип-хопу.
В прошлом году «Smash» уже успел порадовать жителей Стокгольма качественными рэп-выступлениями, однако на второй раз масштабы стали совершенно другими. Фестиваль расширился до двух дней и переехал на территорию знаменитого Стокгольмского стадиона, отсюда и название — «Smash x Stadion». Локация уже давно ассоциируется у местных не с Олимпийскими играми, а с лучшими летними концертами.
День первый
Честь открывать первый день фестиваля выпала аргентинскому артисту Khea. У себя на родине молодой рэпер является большой звездой (2.4 миллиона подписчиков), однако здесь на него собралось довольно мало людей. Для меня же, как и для многих, стало внезапным то, что на испанском языке может уместно звучать не только радиоформатный поп, но и трэп.
Вслед за ним на сцену вышел местный рэпер 1.Cuz. Когда на сцене появилась фигура в белом спортивном костюме, я был готов впервые услышать шведский хорроркор. Но с первой же песни стало понятно, что артист исполняет довольно спокойную музыку. Впрочем, это не помешало шведам начать слэмиться.
Rico Nasty — одна из самый перспективных женщин-эмси в современном хип-хопе, и в этом году она даже попала в авторитетный список многообещающих новичков «XXL Freshman». Как и другие «фрешмены», качественным лайв-шоу она не удивила, однако наблюдать за её становлением было интересно.
Кто действительно собрал большую толпу в начале дня, так это шведский артист Einar. В свои 16 лет артист только начал свой поход в «рэп-игру», и даже первый альбом выпустил только этим летом — а значит, выступление на фестивале пришлось на самый пик его популярности.
Переходим к большим звёздам! Следующим на сцену вышел J.I.D — подписант «Dreamville Records», в прошлом году взорвавший альбомом «DiCaprio 2». Однако фрешменом артиста назвать трудно — в прошлом году ему исполнились 28 лет.
Его выступление стало самым энергичным за весь фестиваль, прямо как в лайвах на «YouTube». Артист не стеснялся спускаться в «зрительный зал» и исполнять песни вместе с публикой, что ещё сильнее завело и так практически буквально сходящую с ума толпу.
Чей лайв оказался хорошим внезапно, так это Juice WRLD. От главной звезды эмо-рэпа я ожидал типичного «Soundcloud-выступления», но вышло иначе. Прежде всего стоит отметить то, что на сцене помимо самого артиста и диджея-бэк-эмси находилась полноценная группа из гитариста, барабанщика и клавишника.
Как и многие рэп-артисты, Juice включил в своё выступление трибьют коллеге XXXTentacion, однако помимо банального исполнения «Look At Me» он включал в себя видеоряд с артистом. Также нам повезло услышать вживую новую песню, название которой пока остаётся в секрете.
Подошло время выхода хедлайнера дня A$AP Rocky. Перед его выступлением сцену завесили белым занавесом, и первые два трека зрители наблюдали только теневую проекцию артиста. Но зато как только занавес упал, толпа по-настоящему сошла с ума.
Выступление артиста было стилизовано под разговор с голосовым помощником. «Поставь песню, под которую я веселюсь», — говорил Рокки, и вы итоге толпа отрывалась под «Yamborghini High». «Поставь песню, под которую я отдыхаю», — и все мерно подпевали «L$D».
Выступление A$AP Rocky поставило точку в споре о том, можно ли слэмиться под рэп. Артист самолично призывал толпу разводить «круги» чуть ли не после каждой песни, а в один момент на экране даже появилась инструкция «как организовать мошпит», стилизованная под того же голосового помощника.
Конечно же, визуальная часть стала основополагающей в концерте Ракима, а позднее к ней добавилось огненное шоу. В сумме с качественным выступлением этим концертом артист подтвердил свой статус одного из главных рэп-артистов современности.
День второй
Нельзя не отметить количество женщин-артисток, выступавших во второй день — сцену открывали сразу три совершенно разных исполнительницы. Честь выступать первой выпала новой сенсации британского рэпа Flohio. Все музыкальные издания уже успели написать про неё, однако добиться известности у широкой публики артистка ещё не успела.
Чтобы хоть как-то оживить скучающую публику, ей пришлось вытащить на сцену двух единственных отрывающихся девушек, и объявить их своей «официальной» подтанцовкой. Как ни странно, это сработало и немногочисленная толпа действительно завелась до самого конца сета.
Второй выступала другая британка — ещё совсем начинающая артистка Greentea Peng, которой пришлось заменять не приехавшую Джесси Рейс. Татуированная с ног до головы, она вышла на сцену в леопардовой шубе, и, внезапно для всех, вместо ожидаемого хлёсткого рэпа начала исполнять медленный меланхоличный соул. С такой музыкой у неё не было никаких шансов привлечь внимание публики, с самого утра настроенную открывать мошпиты.
Зрители по-настоящему завелись только на выступлении следующей артистки — американской рэп-дивы Saweetie. После небольшого диджей-сета артиста вышла на сцену в красном бикини в сопровождении двух танцовщиц. Её выступление можно смело назвать гимном женской сексуальности.
Тут речь шла скорее не о живой музыке, а о поведении артистки на сцене — с этим она прекрасно справилась и все «icy girls and rich niggaz» остались довольны. Самого активного фаната артистка даже вытащила на сцену и подарила ему личный танец.
Выступление Saweetie задержалось на 20 минут, однако, как выяснилось, для рэперов это не проблема. Выступающему следом Gunna хватило ровно четырёх минут на настройку, и он начал свой сет практически без опоздания.
Выступление яркого представителя «YSL Records» по сути не сильно отличалось от сета его ментора Young Thug, которого мне недавно удалось послушать вживую. Однако молодому артисту удалось главное — первым за день привлечь к своему сету действительно огромное количество людей.
Самым известным шведским артистом за весь Smash стал Z.E, и это можно было понять, даже если ты не знаешь ничего о местном рэпе. Публика подпевала буквально каждой его строчке, было видно, что перед нами выступает настоящая звезда, хоть и локальная.
Такое выступление не обошлось без специальных гостей: на сцену вышло множество неизвестных мне шведских артистов, а также, крайне внезапно для меня, яркий представитель британского хип-хопа AJ Tracey. Позднее выяснилось, что у них с Z. E даже есть совместная песня.
На фестивале должен был выступить Kodak Black, однако он не смог приехать в связи с проблемами с законом. Заменой ему стал Bad Bunny — один из ярчайших представителей латиноамериканского хип-хопа. Ему, как и хедлайнерам вечера, выделили целый час сценического времени.
Конечно же тут не обойдётся без сравнений с его ближайшим соратником J Balvin, чьё выступление мне повезло лицезреть на прошлой неделе. Bad Bunny хоть и не отличился такой оригинальностью визуальной части выступления, однако точно одержал верх в плане энергетики концерта. К моему удивлению, в толпе оказалось очень много людей, знающих испанский и подпевавших почти всем его хитам.
Вступление Migos задерживалось — спустя 40 минут после предполагаемого начала на сцену вышел работник фестиваля, и сообщил, что группа «в пути». Разочароваанная толпа рассчитывала на длительное ожидание и уже начала расходиться, однако всего через 15 минут на сцену вышел бессменный продюсер трио DJ Durel.
Через пару минут на сцене появились и сами Migos. Про их выступление хочется пояснить только одно: сразу видно, что Offset, Quavo и Takeoff — настоящие хитмейкеры. Даже я, никогда особо не слушавший группу, кричал вместе с артистами практически каждый припев — что уж говорить о пришедшей на них толпе.
К сожалению, задержка всё же сыграла свою роль — Migos пришлось урезать выступление на 20 минут. Однако, судя по лицам фанатов, все остались довольны и получили ту самую энергетику, за которой пришли на шоу, а также услышали все давно любимые хиты вживую, а не «из каждого утюга».
Видео
A$AP Rocky
Z.E.
Bad Bunny
Migos
Einar