Летний сезон в Петербурге в этом году особенно богат и на хорошую погоду, и на развлекательные мероприятия на любой вкус. Спрос рождает предложение. 26 июня на территории, пожалуй, самой актуальной площадки Петербурга «Севкабель Порт», в десяти метрах от моря, открылся новый концертный клуб «Морзе». Еще до открытия хозяева позиционировали его не как просто клуб, а как клуб-фестиваль, по размеру и качеству стоящий где-то между «Космонавтом» и А2.
Заведуют парадом два капитана, много лет ответственные за правильную музыкальную политику города – Илья Бортнюк («Светлая музыка») и Денис Рубин («Happy New Ears»). Название клуба выбрано не случайно — завод на Кожевенной линии построили Карл Сименс и Иоганн Гальске. Они же проложили в России первую телеграфную линию (изобретатель телеграфа — Сэмюэл Морзе).
Уникальность площадки обещало и грандиозное открытие. Это был двойной дебют: впервые в северную столицу приехали претенденты на звание главной шотландской психоделической рок-группы с тридцатисемилетним стажем Primal Scream.
видео: Souvlaki93
Некогда очень влиятельная и радикальная английская команда во главе с ее бессменным фронтменом Бобби Гиллеспи зарекомендовала себя как главных музыкальных экспериментаторов своего времени и икон психоделического рока. Группа за свою долгую карьеру несколько раз уже посещала Россию, но исключительно столицу. Санкт-Петербургу пришлось долго ждать, поэтому это ожидание было особенно волнительное. К самому шоу есть смысл вернуться несколько позднее, а в начале — уделить внимание клубу.
Слоган клуба-фестиваля «Морзе» — «как море, только звонче!». Шум моря, конечно же, оттуда не слышно. Две разные компании особенно постарались над качеством звука, что заметно уже на первом концерте. Конечно, там еще не все доделано до конца и будет совершенствоваться от раза к разу. Общая площадь 2 500 квадратных метров с вместимостью 3300 человек: два уровня (танцпол и VIP – места) с уютным баром-рестораном.
Очевидным плюсом является то, что клуб располагается на территории «Севкабель Порта», где можно интересно провести время в ожидании мероприятия в «Морзе». Севкабель — это огромный общественный кластер с завораживающим видом на Финский залив, разнообразным фудкортом, барами с алкоголем на любой вкус, кофейнями, стрит-артом, мастерскими, шоу-румами, магазинчиками и просто непередаваемой творческой атмосферой вдали от шумного центра. Здесь приятно провести и полчаса до концерта, и целые выходные.
Что касается оформления и удобства клуба изнутри, то результат пока оставляет желать явно лучшего. Учитывая, что площадку начали оборудовать только в марте этого года, сейчас, в конце июня, все выглядит, мягко говоря, сыровато. Начиная от неубранного строительного мусора и отсутствия элементарных урн, заканчивая некомпетентностью персонала и отсутствием нормальной вентиляции. На самом деле, все это дело поправимое и наживное, главное — эти недочеты учесть, ведь потенциал у места колоссальный.
Официальное открытие изначально планировалось на фестивале «Стереолето», поэтому небольшие огрехи на Primal Scream еще можно списать попросту на нехватку времени. Видимость что с VIP-места, что с танцпола нормальная, сцена поставлена высоко и все реализовано достаточно компактно и органично. В «Морзе» планируется проводить не только концерты, но и театральные постановки, лекции, ночные клубные события и частные мероприятия. Учитывая разноплановость и мульти-пригодность помещения, можно сказать, что город нуждался в подобном месте. Отсчёт музыкальной истории новой концертной площадки можно считать открытым.
Возвращаясь непосредственно к группе и шоу, Бобби Гиллеспи и компания всегда отличались своим непостоянством, сменой стилей и игрой жанров, а учитывая, что это еще и первый приезд в Петербург, то шоу можно считать эксклюзивным и неповторимым.
Авторы одного из наиболее значимых рок-альбомов девяностых «Screamadelica» изменили британскую музыку и одними из первых начали работать по принципу музыкальной лаборатории, смешивая стили, работая с множеством продюсеров, апеллируя к эйсид-хаусу, блюзу, психоделии, синтипопу — в общем, постоянно переизобретая себя заново и двигаясь вперед. Им удалось создать свой собственный неповторимый стиль на основе уже существующих направлений и доказать, что «полуподпольные» техно и хаус тоже могут стать мейнстримом и прославиться на весь мир. Только представьте, как эта ядерная смесь выглядит вживую. Хотя зачем представлять, когда можно сходить и услышать? Их выступление — это практически всегда нечто эффектное, яркое и гедонистическое, абсолютно выбивающееся из всех рамок и привычных форматов.
Традиционно изменчивые в своем стиле Primal Scream изменчивы и в лайве. Эволюция концерта «Первобытного крика» — это начать тускло и вяло, а закончить напористой психо-рок дискотекой, где, кажется, соревнуется все инструменты мира. Пятидесятилетний Бобби Гиллеспи сначала кажущийся вообще не заинтересованным в происходящем, потом вспоминает, что не намерен считаться со своим возрастом, и получается это у него не хуже, чем у его давнего кумира Мика Джаггера. К слову, влияние «The Rolling Stones» очень сильно чувствуется в музыке Primal Scream.
Определяющим для выступления является слово «чувственность». Сквозь гитарную муть, как солнце в облачную погоду, проглядывают потрясающе красивые, но простые и легко запоминающиеся мелодии, фирменный плотный бас и вокал Гиллеспи. Кстати, его голос — это отдельная тема для обсуждения. Хотя можно и не обсуждать, в любом случае, этот голос можно отличить от любого другого, что само по себе хорошо. Аранжировки сложны, экспериментальны, содержат массу потусторонних звуков, непредсказуемых ходов. Бум — и ты в состоянии гипноза.
Группа сыграла почти все свои лучшие песни: стрельнули одной из своих главных вещей, психоделическим госпелом «Movin on up», дальше настоящие рок-н-роллы «Rocks», «Jailbird», радикальная «Swastika Eyes», и важный психоделический трек «Kowalski», закончили знаменитым электронным боевиком «Kill all Hippies».
Эта музыка не знает, что такое золотая середина. Возможны лишь крайности — тебе либо плохо, либо хорошо, третьего не дано. В этом сила энергетики Primal Scream и ее интересность. Не так много людей сегодня делает столь самоуверенную и в этой своей самоуверенности неотразимую рок-музыку.