.

16.10.2014

Новые романтики. Заметки об эстетике и социальных аспектах музыки 80-ых

На связи вновь факультет политологии МГУ, но на этот раз речь пойдет не о политике, а о романтике. В этой статье Никита Сетов расскажет о том, что как спастись от жестокой реальности с помощью музыки новых романтиков, а также об особенностях социальной и музыкальной эстетики и лирики этой субкультуры 80-ых.

В конце 1970-ых годов, когда люди уже привыкли к классическому западному року, а некоторые всерьез увлеклись панком, стал очевиден если не тупик в развитии музыки, то, как минимум, некоторое торможение в развитии рока и тех жанров, которые вращались вокруг него. Классический рок, как известно, строится на трех аккордах (хотя, конечно, исключительно важным обстоятельствам является то, кто эти аккорды берет); для панк-рока достаточно и двух, главное кричать погромче про проблемы общества и человека. Дальнейшим вектором развития музыки на Западе могло стать сведение инструментальной составляющей к одному аккорду, но этого, к счастью не произошло, хотя MTV лучше не включать, ибо можно обнаружить опровержение этой гипотезы, случайно посмотрев клип какой-нибудь Ники Минаж, например.

Этого не случилось по двум причинам. Во-первых, эстетика музыкальных произведений всегда исходила из социального запроса, то есть в целом была такой, какой ее хотели слышать, отражала именно те проблемы, которые были актуальны для общества в определенный исторический период. Во-вторых, рубеж 1970-1980-ых был ознаменован распространением электронных музыкальных инструментов, прежде всего, синтезаторов, что открыло новые возможности для эволюции стиля и композиции.

И вот именно на этом музыкальном распутье и явились они, те, кого поначалу называли «павлиньими панками», «футуристами» или «культом без имени». Но мир запомнил их под именем «новые романтики».

Таинственные парни и девушки с необычным макияжем и в странной одежде собирались в лондонском клубе Blitz, откуда по ночам звучала новая и непонятная обывателю музыка, которая была предвестницей очередной революции в западной культуре.

blitz_club

Революция, конечно, во многом получилась локальной, и сравнивать ее с сексуальной революцией конца 1960-ых годов не имеет смысла. Никакого нового «лета любви» не случилось, но та грация и то изящество, с которыми новые романтики взошли на британскую сцену, вряд ли когда-нибудь будут воспроизведены.

Им было у кого поучиться, ведь одним из главных артистов, повлиявших на формирование этого стиля, был таинственный Дэвид Боуи, мастер перевоплощений, обладатель чарующего вокала и любитель всякого рода сценического эпатажа.

Ziggy-Stardust_david-bowie
Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста

Отсутствие одной штанины (а иногда и других важных элементов) на костюме Боуи никого особо не смущало, хотя поначалу публика смотрела на все это с удивлением, которое затем традиционно перетекало в бурный восторг. Кстати говоря, точные копии этих костюмов можно заказать через интернет, равно как и посмотреть видео-уроки макияжа в стиле Боуи.

В некоторых случаях новые романтики переплюнули своего предшественника, доходя в своем эпатаже до крайностей.

Одной из первых групп, которую принято относить к новым романтикам, была команда Spandau Ballet (Шпандау – город в Германии, существует несколько версий происхождения названия группы, начиная от случайно сказанной на вечеринке фразы до исторической подоплеки формирования названия).

spandau-ballet

Как верно отметил обозреватель The Guardian Дэвид Джонсон, чье знакомство с Spandau Ballet началось с фразы «выкинь свою кошку на улицу, мы отправляемся на вечеринку всей твоей жизни», эти ребята были одними из первых, кто взял резкий крен от классического рока, столь привычного человеку конца 1970-ых годов, к мелодичности, электронной составляющей и, пожалуй, базовым элементам эстрадной музыки. И если электронная составляющая и была чем-то новым для слушателя, то другие факторы явно были «хорошо забытым старым». Но это ни в коем случае не отменяло легкой и стремительной поступи новых романтиков к вершинам музыкального Олимпа. Вашему вниманию предлагается хит True, группа Spandau Ballet, 1983 год.

После появления Spandau Ballet на музыкальной сцене Англии, количество групп, позиционирующих себя как новые романтики, начало увеличиваться в геометрической прогрессии. Нельзя сказать, что их было прям уж так много (это Вам не 60-ые и merseybeat), но все-таки они уверенно занимали все больше пространства в социокультурной жизни британской молодежи.

Больше других этого пространства заняли Duran Duran и Ultravox, хотя также отметились и Roxy Music, в которой одно время пел небезызвестный Брайан Ферри, Culture Club, Orchestral Maneuvers in the Dark и многие другие.

100-hits-new-romantics

Duran Duran, чье название представляет собой имя отрицательного персонажа (доктор Дюран Дюран) из итальянского научно-фантастического фильма «Барбарелла» 1968 года (типа Звездные войны, только с Джейн Фонда в главной роли), были невероятно стильными ребятами. И утонченный стиль одежды и внешнего вида распространялся и на их прекрасную музыку. Или наоборот.. На самом деле, это не имеет никакого значения, что было первично в субкультуре новых романтиков – стиль или музыка, потому что рассматривать одно в отрыве от другого – настоящее преступление, совершив которое, Вы никогда не уясните, в чем же была суть.

duran-duran

Главный хит Duran Duran – песня Come Undone, которая вышла в 1993 году, когда новые романтики уже начинали становиться частью музыкальной истории. Эта песня прекрасно отражает эстетику субкультуры и в плане музыкальной составляющей, и в плане содержания текстов. Не берусь препарировать музыку, ее просто надо слушать и переживать, пропуская через себя. А текст посвящен разбитым сердцам, миражам, слезам и прочему, что так характерно для всего романтического. Обратите внимание, никакой политики, никакой злобы и ярости, лишь мелодичная грусть и тоска.

Джентльмены из Duran Duran также прославились тем, что их песня A View to a Kill стала заглавным саундтреком к фильму о легендарном британском агенте 007 Джеймсе Бонде «Вид на убийство» (в роли Бонда – Роджер Мур). Посмотреть промо-клип с Duran Duran и Муром в главных ролях стоит хотя бы потому, что выглядит крайне мило и смешно, особенно последняя «немузыкальная сцена».

Ultravox, быть может, немного уступали Duran Duran в эпатажности облачения, но уж точно не проигрывали в музыке.

Ultravox_2

К классическому названию группа пришла не сразу, успев выступить и под названием Tiger Lily, и Ultravox! (идентично названию первого альбома).

Следуя заветам субкультуры новых романтиков, Ultravox сохраняли приверженность основным темам лирики: слезы, разбитые надежды, нереализованные желания.

Но нельзя не отметить, что на этапе становления музыкального стиля (особенно после 1979 года, когда в группу пришел Мидж Юр) Ultravox не сразу «оторвались» от наследия классического рока и панк-рока, что отчетливо можно услышать в одном из классических треков группы – New Europeans. Нормального клипа на песню, к сожалению, не существует, поэтому придется смотреть живое исполнение 1980 года.

Первое, на что обращаешь внимание – абсолютно панк-роковые риффы на гитаре, и лишь в припевах важную роль начинает играть синтезатор.

Но, as time went by, как говорится, Ultravox все больше «романтизировались» и в итоге стали одним из локомотивов субкультуры новых романтиков. Альбомы Vienna (1980), Quartet (1982) и Lament (1984) стали классикой, без которой невозможно погрузиться в мир новой романтики. Эти три альбома полны наикрутейших песен, но все-таки можно выбрать одну, которая помогает быстрее всего понять, что такое Ultravox и их музыка. Итак, песня Hymn с альбома Quartet, также вышла на сингле в 1983 году.

Раскапывать музыкальную историю в поисках песен и групп, известных нам как новые романтики, можно бесконечно долго. Это кажется бессмысленным хотя бы потому, что это не поможет лучше, на мой взгляд, понять эстетику новых романтиков. Ее можно только прочувствовать, вписав с социально-исторических контекст появления этой субкультуры.

Новые романтики старались избавить «этот жестокий, жестокий мир» от злобы и агрессии, очищая его с помощью музыки и текста. И появились они именно тогда, когда мир в них нуждался больше всего. Удалось ли им это? На этот вопрос сложно ответить. Во всяком случае, они попытались и подарили нам новую музыку, которая до сих пор звучит в сердцах многих из нас.

К тому же новые романтики никуда не исчезли. Они отошли на второй план, дав место новым коллективам и направлениям, участники которых, может и не всегда осознанно, следуют идеалам 80-ых, несущим в себе романтический импульс. Duran Duran и Ultravox успешно существуют и по сей день, дают концерты и записывают альбомы, хотя не так часто, как хотелось бы. И если музыка опять окажется на распутье, можно не сомневаться, что об их наследии обязательно вспомнят.

На последнем альбоме Ultravox «Brill!ant», который вышел в 2012 году, заглавным треком является песня Live, которую можно без объяснений разместить в конце этого текста в качестве доказательства того, что новые романтики живы. Клипа, опять же, нет, поэтому не серчайте.

Автор: Сетов Никита

 

Комментарии: