В уходящем 2018 году столичной группе Not A Single Break! исполняется десять лет. Отметить эту дату они планируют 15 декабря в клубе «Город». Мы поговорили с фронтменом NSB! Максимом об азиатской публике, каково это – учить песни на китайском, подвели итоги года и узнали о планах на следующий.
Привет! В конце ноября у группы Тараканы! вышел трибьют-альбом, посвященный альбому пятнадцатилетию альбома «Улица Свободы». Вы исполнили одноименный трек во второй части альбома, сыграв его «свежую» версию. За близкое к оригиналу звучание в первой части отвечала Louna. Как происходил отбор песен? Вам сразу предлагали определенный трек или вы должны были выбрать сами?
Привет! Да, мы действительно стали одними из участников этого двойного трибьют-альбома, чем очень гордимся и вдвойне радуемся, что получилось действительно круто. Дима просто спросил, хотим ли мы поучаствовать. И если да, то какую песню хотим взять.
Есть в тусовке, да и не только, люди, которым принципиально не нравится все «популярное», «мейнстримовое», а нам вот как раз наоборот. Популярная культура в хорошем смысле слова нам очень близка, поэтому, когда нам была дана воля выбирать, мы долго не думали.
Размышляли между «Кто и Когда» и «Улицей Свободы», поняли, что вторая песня стилистически больше подойдет нам.
За этот год вы дважды съездили в тур по Китаю. Чем отличались два тура, кроме городов?
Китай – это отдельная большая тема, о которой когда-нибудь можно и книгу написать. Что же касается отличий – они, в первую очередь, были связаны с тем, что мы, оказавшись там в первый раз, сделали для себя немало выводов: о том, где были допущены ошибки, что было сделано неправильно, а что, напротив, было удачным решением. Например, готовясь ко второму туру, мы наняли девочку китаянку, которая начала работать с нами за месяц до тура, помогая привести в должный вид соц. сети.
В Китае, как известно, нет доступа к таким благам цивилизации как Facebook, Instagram, Youtube и многим другим, а это для гастролирующей группы из России означает необходимость начинать развивать все с нуля. Без помощи человека, понимающего механику этих сетей, язык и менталитет это практически невозможно.
Чем отличается китайский слушатель от российского?
Китайский слушатель более заинтересован, более открыт ко всему новому. Им достаточно увидеть афишу в приложении, продающем билеты, послушать пару песен, и вот они уже на концерте. У нас в стране, к сожалению, уже никто не готов ходить на концерты неизвестных групп просто ради любопытства. Приезжаешь в Сибирь, а там 20-30 человек, которые уже и так группу знают. У них не так – им не обязательно знать группу, чтобы пойти на концерт и классно провести время.
И тут еще совсем другой аспект: ключевая фраза – «классно провести время». Они не стеснены, не зажаты, – китайские мальчики и девочки рубятся, танцуют, поют, хлопают в ладоши и радуются от первой до последней песни.
Отдельная история с мерчем, конечно. Заполучить что-нибудь на память – очень важно для них. Диски разлетаются, хоть слушать их им и не на чем. Футболки тоже, причем удивительно то, что они просят расписаться всю группу на футболке, дизайн которой казался нам стильным и модным – мы его разрабатывали, чтобы люди не стремались носить их, а они возьмут автограф и повесят себе на стену, наверное.
Перед вторым туром по Китаю вы записали панк-кавер на местную народную песню, а последний припев даже спели на китайском. Чья это была идея и сложно ли было выучить китайскую часть?
Смешная история: мы до последнего не верили, что сможем запеть на китайском. Язык крайне сложный – в нем, помимо всех заморочек с иероглифами, на каждый иероглиф существует четыре «тона». В зависимости от произношения это может быть четыре разных слова, разных значения. Мы мучались на репах, разбирая мелодику песни. Изобрели свое «китайско-русское» наречие. Первое время для того, чтобы выучить мелодию пропевали странные фразы типа «убежал он в лес и чешуёю», потому что нам казалось, что по звучанию именно так и есть. Что-то еще про «шишку» было… Сейчас уже не вспомню… и про «санин член».
Идея изначально пришла как раз нашей сотруднице-китаянке, которая предположила, что заходить на этот рынок стоит, выражая дань уважения местной культуре. Китайцы очень это любят. Мы от идеи прикололись и начали думать, как бы нам так изловчиться, сделать песню на трех языках, в другой аранжировке и темпе, но чтобы она осталась узнаваемой.
Судя по реакции зрителя на концертах – у нас это получилось. Восторг был колоссальный, особенно когда мы затягивали последний припев на их родном языке.
оригинальная версия
версия Not A Single Break!
Есть ли планы на более глобальные гастроли – например, по всей Азии?
Да, мы задумывались не раз об этом, и даже начинаем отдаленное подобие переговоров на тему концертов в Тайване и Корее. Вообще, конечно, хотелось бы развиваться в этом направлении. Оно нам кажется очень перспективным.
Почему вы выбрали именно Китай, а не, например, Соединенные Штаты или Европу, как делают ваши коллеги по цеху?
Я бы не сказал, что мы выбрали Восток, а не Запад. Мы очень активно сейчас прорабатываем варианты туров в восточной Европе, дальше будем смотреть, как это будет работать, может и расширим еще сильнее горизонты.
Дело в том, что Европа и США – это устоявшиеся рынки, с очень серьезной конкуренцией. Мне лично кажется, что пробивать себе дорогу туда можно, когда ты уже более-менее стоишь на ногах как группа. Когда есть возможность финансировать туры, клипы, альбомы, промо, рекламу, смм. Китай в этом смысле гораздо менее избалованная и потому более перспективная страна. Люди там, как я уже говорил, готовы отдавать деньги за новые группы. А кого затащишь на концерт неизвестной группы из России, скажем в Лондоне?
Большинство наших коллег, которые турят в Европе, к сожалению, не могут пока похвастаться внятными сборами, стабильной публикой, а в Китае это возможно после пары туров, если делать все правильно.
Ну, и в дополнение, надо признать – Китай довольно дешевая страна. Там можно прожить на 1 000 рублей в день на человека: 500 рублей на еду, 500 – на место в отеле. Также и перемещения крайне дешевые – а в Европе это практически невозможно.
В этом году вы выпустили мини-альбом «Ghosts», который снова записали в австрийском городе Грац. Почему именно там?
Да, мы действительно уже были в Граце в 2015, когда записывали альбом «Все или Ничего». На самом деле, все очень просто. Мы давно искали возможность работать над серьезными пластинками в удалении от суеты, обыденности и давления мегаполиса с его ритмом жизни, проблемами, работами, пробками.
Такой шанс возник, когда я познакомился с Томом – владельцем студии, работавшим тогда с американской группой Anti-Flag в качестве звукорежиссера. Это был момент, когда паззл окончательно сложился. Отличный чувак, классный специалист с опытом, шарящий в такой музыке, да к тому же, цену предложил такую, что это было сопоставимо с ценами на студии в Москве, даже с учетом расходов на дорогу и визы. Когда же мы увидели фотки, видео, узнали о том, что жить будем в том же доме, где находится студия, сомнения развеялись.
В этот раз мы поехали к Тому, потому что заранее знали, что хотим выпустить материал, классно звучащий, по-западному, так сказать «на экспорт». Ко всему прочему, он хоть и не носитель языка, но с английским у него всего в порядке, и с грамматикой, и с произношением, так что в этом он нам также помог.
Этот год вышел у вас продуктивным: помимо двух туров, записи альбома, участия в Главном Выпускном в Crocus City Hall, вы выступили аж в трех городах на фан-фестах Чемпионата Мира по футболу: Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. Каково это, стоять перед тридцатитысячной толпой болельщиков?
Год действительно вышел насыщенным. Если говорить о российских просторах, то мы впервые побывали на Дальнем Востоке, причем дважды, и в Калининграде; отыграли концерты в Австрии и Китае. Тридцатитысячная толпа – это то, что мне лично будет сниться до конца дней, мне кажется. Это был момент исполнения мечты, потому что именно об этом я мечтал всю свою сознательную жизнь.
И ведь мы не просто стояли на сцене и играли для незаинтересованных в музыкальной группе футбольных болельщиков. Мы раскачали Воробьевы Горы так, что многотысячная толпа пела «Всё или Ничего» настолько громко, что мне кажется, студенты в главном здании МГУ могли расслышать. Это было очень круто!
Ко всему вышеперечисленному стоит добавить и саппорты групп Awolnation и Tonight Alive! Вам удалось с ними пообщаться?
С Tonight Alive удалось обменяться респектами, а их менеджер даже поначалу проявил первичный интерес к изданию нашей пластинки за рубежом, имея контакты на одном отличном лейбле, однако потом его энтузиазм слегка поугас.
С Awolnation обидно вышло, я в бэкстейдже встретил их менеджера, оказалось, я ее хорошо знаю. То есть, по сути, были все перспективы закорефаниться после концерта, сделать фотки и дико заорать, но мне нужно было срочно уезжать и я даже ни одной песни не послушал. Жалею вот теперь.
Ну и самое главное – в этом году группе исполняется десять лет. Празднование состоится 15 декабря в столичном клубе «Город», куда вы уже позвали в качестве гостей группы Becoming a Hero и Late at Night. Расскажите немного о них и о других сюрпризах, которые вы готовите своим слушателям.
Честно говоря, не очень люблю на словах описывать радости концерта. Мне кажется, живое шоу – это то, что невозможно облачить в словесные формы. Я одно могу сказать, будет круто! Будем рубиться как в последний раз!
Сюрпризы у нас тоже, конечно, будут, но они ведь на то и сюрпризы. Будут песни, которые мы давно не играли. Благо за десять лет набралось немало хороших песен, вот старенького немного и вспомним.
Какие планы на следующее десятилетие вашей карьеры, если мыслить глобально? Или, хотя бы, на наступающий 2019 год?
Самое главное, и самое нужное сейчас группе – это новый материал. Планируем не спеша, без напряжения и давления в виде сроков сесть сочинительством заняться. Как только наберем достаточное количество песен, которыми будем довольны, задумаемся о дальнейших планах.
Предварительно, конечно, можно сказать, что хотелось бы продолжать развивать Китай и другие восточные страны. В Европу тоже собираемся в конце весны. А еще у нас давно не выходило классных клипов. Хотелось бы вдохновиться и выдумать клевую идею, или может, найти человека со стороны, который вдохновился бы материалом и предложил что-то! Ну, и конечно, летние фестивали! Мы их очень любим!
Not A Single Break! на Яндекс.Музыке