.

06.05.2019

Джей-Джей Йохансон о музыке, работе и вдохновении

Его имя прочно ассоциируется со скандинавской меланхолией, его фото с завидной регулярностью мелькает в афишах, пока всё новые и новые его пластинки красуются на витринах музыкальных магазинов. Jay Jay Johanson, один из самых известных за пределами родины шведов, в середине мая снова посетит Москву и Петербург, чтобы представить местной публике уже 12-й свой альбом, «Kings Cross».

В ожидании концертов мы перечитали его старые интервью и выбрали самое интересное – о музыке, работе и вдохновении.

О моменте, когда решил стать музыкантом

«Это случилось, когда я побывал на концерте Чета Бейкера, где-то в середине 80-х. До того момента я думал, что, чтобы выступать на сцене, обязательно нужно быть экстравертом и уверенным в себе. Но Чет выглядел тихим и застенчивым, и он отодвинул своё кресло от прожектора, чтобы сидеть в тёмной части сцены. Тогда я подумал: «Я тоже хочу так – и я тоже могу!».

До того, как с головой уйти в создание музыки, Джей-Джей изучал искусство и дизайн в университете Стокгольма, работал в редакциях разных журналов и диджеем в клубах.

«Пока я не был подписан на лейбл, я был уверен, что хочу работать в сфере искусства или дизайна, а музыкой заниматься в качестве хобби. Вместо этого получилось, что я работаю с музыкой, а искусство стало моим хобби. Но мне это нравится».

Йохансон с детства учился играть на пианино, флейте, кларнете, саксофоне и гитаре

«Мои родители не были совсем уж далеки от музыки, но они не умели играть ни на каких инструментах. Когда я родился, они решили обзавестись пианино, чтобы я и мои братья и сестры могли сидеть и тыкать по клавишам, если нам этого хотелось. Это пробудило во мне интерес к музыке, и я довольно рано начал сочинять сам, хоть и не воспринимал это серьёзно. Сомневаюсь, что мои родители осознавали, какое влияние на мою жизнь окажет то пианино».

О процессе работы над музыкой

«Я постоянно пишу музыку. Никогда не останавливаюсь. Я сочиняю музыку даже во время записи уже написанных песен. К концу каждого тура у меня обычно уже есть достаточно материала для следующего альбома».

«Мне потребовалось время, чтобы научиться писать песни так, чтобы они не были похожи на просто вырезки из моего дневника. Но я всегда пишу о чём-то близком ко мне, и чаще всего – когда я один, например, в отелях или аэропортах».

О вдохновении

«Я не вдохновляюсь другими музыкантами и стараюсь не поддаваться влиянию, когда речь идёт о написании текстов или мелодий. Но когда мы начинаем работать с аранжировками и продакшеном, мне нравится быть вдохновлённым чем-то, и чаще всего я нахожу вдохновение в классической музыке или саундтреках. Раньше я просто с ума сходил от Бернарда Херрмана, Эннио Морикконе и Мишеля Леграна. В их музыке заключена великая драма, которую вы не найдёте в поп-музыке – но я пытаюсь привнести частичку этой драматичности в свои аранжировки».

О международной известности

«Я продал, кажется, порядка 1500 копий моего дебютного альбома и был невероятно этим доволен. Но прежде чем я успел заняться чем-то еще, мне позвонили с одного французского лейбла. Они переиздали мой альбом во Франции, и после этого завертелось: мировой тур, следующий альбом.… Сейчас, кажется, единственные места, где я сравнительно неизвестен – это Африка и Скандинавия».

«Я везде играю одну и ту же музыку, но каждая страна слышит ее по-разному. На Кубе все очень плавно танцуют, а вот в Германии – более сурово и косно».

Йохансон написал музыку к двум французским фильмам: «Смешение жанров» (2000) и «Треть мира» (2008)

«Такая работа существенно отличается от записи собственной пластинки. Тут ты сочиняешь на заданную тему, фактически на заказ».

«Мне нравится такая музыка в кино, которая создаёт ощущение драмы без слов. Мне нравится сама идея музыки, создающей эмоции».

«Если говорить о том, к какому из уже существующих фильмов я бы хотел написать саундтрек, я бы выбрал тот, в котором нет музыки. Может, хичхоковские «Окно во двор» или «Птицы» – у обоих нет саундтрека, но это потрясающие фильмы».

Об одиночестве

«В детстве я чувствовал себя одиноким, и это вдохновляло меня на сочинительство. Одиночество было бесконечным, всеобъемлющим и почти суицидальным. Сейчас, когда я женат и у меня есть дети.… Моё одиночество зиждется на позитивном элементе: есть что-то, без чего мне будет одиноко. Сейчас я знаю, что у одиночества есть конец».

О волнении перед концертами

«Я никогда не нервничал и не был взволнован. С нетерпением жду каждого концерта – и просто пытаюсь сделать так хорошо, как только могу».

Комментарии: