.

26.03.2015

The Jack Wood: «Пока желчь не уйдет из людей – не будет никакой коммуны»

«Объединяющей силой может стать только Желание. Искреннее, без левых приступов зависти или лести».

Участники The Jack Wood явно не страдают комплексом нереализованных амбиций. Если они вообще страдают какими-то комплексами.

Пару лет назад о томской группе стали активно писать столичные критики, в упоении расточая обороты, вроде «животный звук», «рваный вокал», «гитарная грязь», «наждачное ретро». Англоязычный гаражный рок уровня The Stooges, Siouxsie and the Banshees и Television удачно заполнил пробел в российской музыкальной повестке. Взрывные выступления оставляют в экстазе поклонников, а альбом «Deus», выпущенный в ноябре прошлого года, убеждает в том, что перетряхивание старины может быть захватывающим. Но дальше – больше…

В декабре The Jack Wood отправляются в Нью-Йорк по приглашению Pussy Riot. Там они участвуют в записи сингла «I Can’t Breathe», посвященного памяти Эрика Гарнера. Пока в клипе Алехину и Толоконникову, одетых в форму ОМОНа, закапывают заживо, большую часть текста на английском исполняет именно вокалистка The Jack Wood. В припевах подключается Матвей из московской команды Scofferlane, а финальный фрагмент – последние слова Гарнера – зачитывает не кто иной, как Ричард Хэлл – лидер тех самых Television, легенда американской панк-сцены.

Вообще, поездка в Нью-Йорк стала для ребят из Томска головокружительным погружением в тусовку «тех самых». Вот они ловят улыбку Марка Рибо – соратника Тома Уэйтса и Элвиса Костелло. Вот играют с Ленни Кеем из группы Патти Смит. А вот и Карен О из Yeah Yeah Yeahs подсаживается к ним, чтобы немного поболтать.

От таких историй действительно может снести башню. Мы решили спросить у The Jack Wood, произошло ли это с ними, а заодно обсудить их новые синглы «Stoned» и «Vice».

В конце февраля состоялся релиз синглов «Stoned» и «Vice». Можно ли считать это намеком на новый альбом?

j. (Свои имена участники группы предпочитают не называть. – Прим. ред.): Конечно. А также это намек на старый альбом. Вообще, каждую репетицию мы намекаем друг другу на новый альбом. Разве не все так делают?

w.: «Stoned» и «Vice» – материал, записанный в одну сессию с альбомом «Deus», но в него не вошедший. Мы уже работаем над новым материалом, так что запах свежей пластинки витает в воздухе.

В процессе записи трека «I Can’t Breath» вам удалось поработать вместе с Ленни Кеем, Марком Рибо, Ником Зиннером, Ричардом Хэллом… История действительно фантастическая. Неудивительно, что сначала произошедшее воспринималось как сон. Теперь, спустя некоторое время, как этот опыт может быть осмыслен творчески? Какой след он оставит в музыке The Jack Wood?

j.: Конкретно над этим треком Рибо и Кей не работали, совместные композиции с ними вы услышите позже. Творческое осмысление довольно странная штука, слишком бесконтрольная. С профессиональным опытом, например, проще: чем он больше, тем лучше… И опыт работы с этими великолепными музыкантами, конечно, бесценен… Но самое приятное – то, что и они получали неподдельное удовольствие от сотрудничества, и теперь мы поддерживаем с ними связь.

В основе «I Can’t Breathe» – сугубо политический посыл, что, в общем-то, закономерно (Чернокожий американец Эрик Гарнер был убит при задержании белым полицейским, что вызвало в Штатах волну массовых протестов против расовой ненависти и насилия со стороны власть предержащих. Pussy Riot не могли обойти эту тему стороной и посвятили песню борьбе с полицейским произволом по всему миру. – Прим. ред.). Был ли момент сомнения, прежде чем вы приняли предложение Pussy Riot? Не опасались ли вы увязнуть в проблематике, которая вам совсем не близка?

j.: Если говорить про сам факт коллаборации с Pussy Riot, это давняя история и сомнений было очень много, не только из-за их политической активности (что нам действительно не близко), но и, в принципе, они сами не были ясны для нас… Так часто бывает: нужно просто познакомиться – и картина проясняется. Мы сами по себе, как и остальные музыканты, которые записывают с ними совместные треки: немного личного, но ничего лишнего. Если же говорить конкретно про «I Can’t Breathe», то здесь сомнений не было и быть не могло, особенно когда ты сам попадаешь в гущу событий, происходящих на улицах Нью-Йорка. Во время записи этой песни, все музыканты ощущали ответственность, которую на себя взяли. Никто ни в коем случае не думал о себе в форме «заявления». Просто люди посвятили свою музыку трагически погибшему человеку. Не только в Штатах такое происходит. Так что ни национальность, ни цвет кожи, ни политика не имеют значения, когда речь идет о человеческой жизни.

За время, проведенное в Америке, вы успели повстречать многих неординарных и даже выдающихся людей. Возникли ли с их стороны предложения о будущих совместных проектах?

j.: К счастью, нам постоянно поступают разные интересные предложения, но это не значит, что за все нужно хвататься так, будто это твой последний шанс. Если безостановочно находиться в движении, на пути встретятся тысячи дверей, но открывать стоит лишь те, которые ты заслужил, или те, которые не открыть было бы глупо, потому что ты чувствуешь, что это тебе подходит, это близко. Интуитивно каждый точно знает свои «двери».

Вы сетуете, что в среде современных музыкантов часто «нет какой-то коммуны, дружины, чувства братства». Что, по вашему, может стать для них объединяющей силой?

j.: Объединяющей силой может стать только Желание. Искреннее, без левых приступов зависти или лести. Учитывая весь спектр … [абсурда], который всех нас сейчас окружает, объединяться стоит как можно скорее. Но то ли комплексы, то ли просто некая общая пассивность, заложенная в нашем избалованном поколении, сильно усложняет всех нас. Будет намного приятнее, когда люди станут проще.

w.: Мы встречаем музыкантов, которые не строят из себя тех или иных персонажей, у которых на лицах не проявляется гримаса черной зависти, при встрече и с которыми можно приятно … [поговорить] и выпить, но таких чертовски мало. Пока желчь не уйдет из людей – не будет никакой коммуны.

В предыдущих интервью вы не раз высказывались в том духе, что от географии, на самом деле, мало что зависит. Но ведь и сегодня сохраняется серьезная культурная дистанция. Несколько поколений в России оказались изолированными от общего музыкального контекста, поэтому многие у нас до сих пор не знают ничего о Television, Патти Смит и раннем гаражном роке. Не хотели бы вы помочь слушателям заполнить пробел? Не думаете ли вы, что в этом смысле вы нужнее здесь, чем, например, в Германии или Голландии?

j.: «Заполнить пробел» можно только одним способом – раздвигая рамки. Если мы внезапно возомним себя нужными здесь, то мы ограничим себя, а это плохой пример для всех, у кого проблемы с культурной дистанцией. Так с изоляцией не справиться. Ее нужно игнорировать и быть хотя бы на полшага впереди навязанных рамок.

w.: Если кто-то чего-то не знает, значит ему это не нужно. Сейчас каждый подросток почти в каждой деревне может зайти на YouTube и стать знатоком раннего гаражного рока. Нет никакого желания просвещать. Кроме того, мы уверенны, что и в Европе немало тех, кто не знает ни Television, ни Патти Смит.

Вокруг The Jack Wood успела сложиться довольно крепкая слушательская база. Некоторые поклонники приходят на ваши выступления постоянно. Что общего, на ваш взгляд, у них с публикой в Роттердаме, Берлине или Нью-Йорке?

j.: Они все шарят!

w.: Люди – те еще животные, в какой бы стране они ни жили.

В последнем альбоме «Deus» вы продолжаете работать с традиционным набором: барабаны, гитары и вокал. Кажется, большего вам и не требуется. С другой стороны, вы говорите, что готовы к экспериментам. В каком ключе эти эксперименты могут быть воплощены?

j.: Мы готовы к любым экспериментам, лишь бы они не ощущались как нечто противоестественное. А уж как их воплотить, мы придумаем.

w.: У нас есть концепция: не делать на альбоме того, чего нельзя сделать вживую в условиях пьяного мракобесия. Кроме того, тебе не кажется – нам действительно большего и не требуется.

Вопрос о загробной жизни. В «Deus» сквозным оказывается мотив смерти. Сами е вы говорили прежде, многих из ваших кумиров уже нет в живых. Какими The Jack Wood хотели бы остаться «в памяти потомков»?

j.: Для начала нужно сильно постараться, чтобы остаться в этой памяти… Мы не думаем о таких вещах. Вопрос странный. Ты все равно не узнаешь, что о тебе думают, если ты сдох. А мы и без того «бездомные и мертвые» («Homeless and Dead» – название одной из песен The Jack Wood – Прим. ред.).

Вы упоминали, что со временем ощущаете, как становитесь старше, а издержки рок-н-ролльного образа жизни дают о себе знать. Когда, как вам кажется, вы поймете, что пора остепениться (если такой момент вообще наступит)?

j.: Как раз когда окажемся в «памяти потомков».

Автор: Павел Катаев

Фото: группа The Jack Wood «ВКонтакте»

Видео:
Канал The Jack Wood на YouTube
Канал Pussy Riot на YouTube

3 апреля The Jack Wood выступят в московском клубе ChinaTown Cafe. Подробная информация по ссылке.

Комментарии: