Совсем скоро, 23 декабря, в Wunderbar мощным вихрем ворвется Selfieman, проект талантливого Николая Стравинского. В преддверии концерта поговорили с Колей о Чайковском, Major Lazer и знаменитом тезке.
Привет, Коля! Поздравляю тебя с двухлетием твоего сольного проекта Selfieman и выпуском прекрасного концертного видео с разогрева Twenty One Pilots! Кстати, об этом — скажи по секрету, каково это, выступать перед семитысячной толпой? Понимаю, что тебе не привыкать — «Тараканы!» собирали и побольше, но интересно именно то, как ты себя чувствуешь без группы, в центре внимания огромного количества людей.
Привет. Спасибо за поздравления! Выступление перед Twenty One Pilots для меня было волнительным по ряду причин, не связанных с самим выступлением. Информацию о том, что Selfieman будет саппортом, я получил за 2 дня до мероприятия. Причем в тот момент я лежал в больнице из-за проблем с аллергией. Selfieman — это не Тараканы!, где работает штат людей, отвечающих за конкретные обязанности. Здесь мне приходится делать всё самому. Правда не без помощи моих друзей, в частности Максима Гну, который является моим менеджером. В итоге за 2 дня нам нужно было найти целую команду профессионалов — звукорежиссера, световика, водителей и прочих — и самим привезти всю сцену, так как промоутеры не давали нам абсолютно ничего. В итоге, мы смогли договориться с нужными людьми, которые согласились помочь. Сумели найти весь бэк-лайн, который тоже достался нам по дружбе. Да ещё и Миша Козодаев, барабанщик Noize MC, согласился отыграть со мной несколько песен. И всё это за 2 дня! Когда мы приехали к клубу на чек, в голове у меня было одно, что мы просто не успеем всё собрать за эти полтора часа, отведённые нам. В итоге, вся команда сработала так чётко и слаженно, что чек закончился на полчаса раньше, чем планировали организаторы. Ну а уже сам концерт прошёл спокойно и здорово. Публика прекрасно принимала, что удивительно для разогрева. И даже после сета скандировала «спасибо», что было просто поразительно. А играть в маленьком клубе для меня всегда было труднее, ещё со времён моего обучения в музыкальных заведениях. Когда мало места, люди видят абсолютно всё. Любую погрешность, твоё волнение и т.д., чего не скажешь о площадке большой, где ты можешь просто отстраниться от происходящего в зале и тебя ничего не отвлекает. Так что в больших залах мне играть легче.
Ощутимо ли пополнилась армия твоих поклонников после этого выступления, ожидаешь солдаута 23 декабря на своем предновогоднем концерте в Wunderbar? Какие сюрпризы готовишь своим слушателям?
Да, людей, узнавших мою музыку, стало намного больше и это не может не радовать. Я не хочу делать никаких прогнозов, но надеюсь увидеть на ближайшем концерте достаточное количество новых зрителей. Соответственно, в добавок к людям, которые постоянно ходят на мои концерты, публики может быть достаточно. На этом концерте будут приглашенные артисты — мои друзья, играющие в известных коллективах, которые исполнят со мной мои песни. Кто это будет — вы узнаете совсем скоро.
Планируешь придерживаться своего решения и будешь выступать один или все же будешь приглашать кого-то из друзей?
На этот вопрос я уже ответил частично. Идею исполнения одному я однозначно оставлю, но, как уже сказал, несколько песен со мной сыграют мои друзья, как, например, это было в том же Stadium, где со мной играл Миша.
Недавно ты заспойлерил кусочек из съемок программы «Новогодний огонек на НТВ». Опустим подробности о том, как там оказались Vanilla Sky — они не скрывают своей любви к России. Как ты попал к ним на бас-гитару?
Мы давно дружим с Брайаном — это один из гитаристов Vanilla Sky. За пару дней до этих съёмок он мне написал письмо с просьбой помочь им в качестве басиста. Я с радостью согласился. Я всегда за любой музыкальный кипиш и очень люблю играть с различными артистами. Кстати, почему не прилетел их собственный бас-гитарист, я так и не спросил.
Вопрос, который следовало задать еще три года назад: как так получилось, что ты попал в клип британской группы Snow Patrol? Поспособствовал твой широкий круг знакомств?
Всё не совсем так, как преподносится в интернете. Три года назад, или сколько там уже прошло, Snow Patrol решили устроить конкурс на лучшее видео. Наши ребята — фэны данного коллектива, решили заморочиться и тоже поучаствовать в этом контесте. И почему-то они решили позвать на главную роль меня. Я, естественно, согласился. О дальнейшей судьбе этого видео я ничего не знаю. Ровно как не знаю, видели ли его сами Snow Patrol.
Было бы интересно узнать процесс написания музыки и текстов песен. Как это происходит? Ты пишешь музыку и на нее Дима Лабзин пишет слова или наоборот — или, может быть, ты рассказываешь ему об образах у тебя в голове, которые возникают при создании мотивов?
Схему создания песен я выработал уже давно. Сначала пишется музыка с мелодией, гармонией и т.д. Напевается «рыба» на псевдо-английском языке, потом всё это отсылается Диме и он под готовый ритм сочиняет текст. В основном, идеи его, но иногда он использует какие-то мои фонетические линии из этих самых «рыбных» заготовок. Иногда мне сразу приходят какие-то слова, как, например, было с песней «What’s Goin’ On». И Дима уже думал о чём может быть эта песня, в которой уже есть данная фраза в виде pre-chorus’а и фраза, которая дала название самого трека. Чаще всего он присылает мне идею, если смысл мне нравится, то он доводит её до ума. В этом отношении у нас прекрасный творческий тандем и мы реально чувствуем друг друга. Процесс создания происходит очень естественно. Что касается инструментов и аранжировки, то тут всё гораздо сложнее. Пишу её от начала и до конца я один, а значит никто, кроме меня самого, мне не поможет. И вот я беру какой-либо инструмент, и начинаю что-то на нём наигрывать. Я не знаю, что это будет за песня. В какой тональности, к каком темпе. Не получается — беру другой инструмент. И так до тех пор, пока не найду какую-то идею, которая мне будет нравиться. Ну а дальше это всё развивается и собирается, как огромный паззл. Единственное различие, что перед тобой нет готовой картинки, по которой ты этот паззл должен собрать. Поверьте, это очень долгий и трудный процесс. Но я рад, что могу записать и сочинить всё сам, не идя ни с кем ни на какие творческие компромиссы.
Когда тебе говорят, что твой проект классный (а тебе часто это пишут как минимум в комментариях в контакте), что очень круто, что ты мультиинструменталист — есть ли у тебя чувство гордости, что люди, вероятно, ставят тебя в один ряд с Полом Маккартни, Стиви Уандером, Джеком Уайтом, в конце концов? На кого из великих мультиинструменталистов ты равняешься, если такие есть?
Конечно, добрые слова — это всегда приятно, но никто отечественным сэром Полом меня не считает. До тех пор, пока сам Пол не обратит на меня внимания, что, согласитесь, звучит на данный момент фантастически. Что касается других музыкантов, пишущих музыку на различных инструментах — сказать, что кто-то из современников на меня производит колоссальное впечатление, я не могу. Нам никому не сравниться, например, с Петром Ильичом Чайковским, поклонником которого я являюсь. Писать партитуру для целого оркестра — вот настоящий уровень мастерства мультиинструментализма. Ведь тебе необходимо знать строй/диапазон и всё остальное огромного числа инструментов. Причем, ты должен понимать что, кто и когда должен играть. Это космический уровень. И в отличие от большинства композиторов, которые сочиняли сначала за роялем, а уже потом писали оркестровку и распределяли партии по оркестру, Пётр Ильич писал эту партитуру сразу. Он точно знал и слышал в своей голове, кому какую партию отдать. В моём мозгу это никогда не осознается. Он настоящий гений.
Хотела попросить составить топ обязательных к прослушиванию альбомов за 2016, но, кажется, могу сделать это за тебя — Metallica, Biffy Clyro и Bastille. Верно? Ну и конечно Selfieman. Может быть, посоветуешь еще какие-нибудь годные альбомы уходящего года?
Абсолютно в точку (смеется)! Что-то новое меня сейчас редко цепляет по-настоящему, и список, что был перечислен, думаю, полон. В роке меня мало можно чем-то удивить сейчас, а современные тренды хип-хопа и танцевальных жанров я совсем не перевариваю. Для меня это всё совсем не близко и даже странно. Летом я ехал с одного концерта и по дороге наткнулся на прямой эфир мероприятия, проходившего в Центральном парке Нью-Йорка, на котором, кстати, играла и Metallica. Впервые я увидел, что огромная толпа не то, что не подпевает, а просто не понимает, что происходит. Но речь не о ней. Когда я включил трансляцию на сцене выступали Major Lazer. Я много о них слышал и впервые увидел живьём. Каково же было моё удивление, когда под полный плюс двое ребят между прописанными вокальными и инструментальными партиями просто кричали что-то типа: «New York City! Put your hands up in the air», и огромная толпа радовалась и всячески прыгала. Это было очень странно и печально. Ещё несколько лет назад люди хотя бы пели живьём, а тут совсем деградация, и зрителям абсолютно плевать. Но сам продукт сделан очень мощно и модно. В плане продакшена придраться не к чему. Всё действительно качает. Но по факту получается, что всё идёт к тому, что тебе просто необходимо изучить звуковые редакторы, но правда и понимать в моде, что не так уж легко. Зато уметь играть на инструментах, петь и исполнять свою музыку живьём уже не имеет смысла. Это меня очень расстроило.
Видела тебя на концерте Yellowcard, как тебе их прощальная пластинка? Что ты вообще думаешь о группах, которые распадаются в какую-то круглую дату — им всего 20 лет, а Т! вон рубят 25 уже и ни сном, ни духом о закате карьеры не думают? Как, кстати, бодрость духа после такого огромного количества концертов в честь годовщины?
Я никогда не был фанатом Yellowcard, в отличие от, например, New Found Glory. Группа примерно того же эшелона, но которая до сих является одной из моих самых любимых. Так получилось, что меня с ними познакомили мои друзья накануне концерта, и мы немного пообщались. Хорошие ребята. Но почему они распадаются, я не рискнул спросить. Концерт, кстати, мне понравился. Что касается Т! и гастрольного графика. Могу сказать, что после весеннего тура мы были выжаты полностью. Как эмоционально, так и физически. Это реально сложная работа. И не забывайте, что в отличие от западных топ-коллективов, вам приходится передвигаться не на частных самолётах, крутых автобусах, а на небольших вэнах, по нашим разбитым дорогам. Это очень выматывает.
Кстати, ты в курсе, что 2017 объявлен годом Игоря Федоровича Стравинского? Нацелен на то, чтобы под магией фамилии сделать предстоящий год заодно и годом Николая Стравинского? Расскажи о своих творческих планах, чем будешь удивлять?
Честно, слышу об этом впервые (смеется)! Да, я готов сделать если не всё, то очень многое для этого. И это многое начнётся как раз в начале 2017. Пока это тайна, но меня ждут большие перемены.
Ну и последнее — раз уж интервью в преддверии Нового Года — с тебя пожелание всем своим поклонникам и нашим читателям!
Желаю всем чудесного 2017-го года и не забывать, что именно общество постепенно убивает искусство. Надеюсь, что все вместе мы этого не допустим и станем вновь уважать людей, которые умеют играть на инструментах, а не только переставлять местами паттерны, используя написанные давным давно сэмплы, кем-то по-настоящему талантливым. С Новым Годом!
Александр Петрикова, специально для modernrock.ru