.

27.12.2011

Госпром: интервью с лидером группы Димой Госпромом

О переменах в харьковском трио проще прочитать в обзорах последних их произведений. Вкратце: группа больше не играет ретрофутуристический джаз по мотивам Маяковского, теперь — прогрессивный поп с современными стихами.

О переменах в харьковском трио проще прочитать в обзорах последних их произведений. Вкратце: группа больше не играет ретрофутуристический джаз по мотивам Маяковского, теперь — прогрессивный поп на современные стихи. С выходом последних микстейпов коллектива нужно окончательно озвучить несколько старых мыслей касательно их творчества. Песни «Госпрома»  в какой-то мере продолжают темы и идеи советской эстрадной музыки. Сейчас, правда, в гораздо меньшей степени. Стилистика эта остается не просто редкой, но порой кажется одним из лучших приемов для реализации новой русскоязычной музыки. Ситуация с последней до сих пор не проясняется: большинство снова и снова пытается примерить на себя чужие культурные традиции. За ответами на вопросы о современной поэзии и формах поп-музыки в России и Украине мы обратились к идеологу коллектива, известному под именем Дима Госпром.

 

modernrock.ru: У вас в последнем ЕР произошла резкая смена интересов. Почему? Ничего такого, казалось, не предвещало.

 
Дима Госпром: Правильно. Так кажется со стороны, но внутри к такому повороту все шло уже давно. Только приходилось сдерживать это в песнях, не играть на концертах. Только когда накопился достаточно большой материал, решили эти перемены продемонстрировать публике.
Плюс, это во много связано с тем, что у нас кардинально поменялся состав… И взгляды на музыку.
 
 
modernrock.ru: Ушел кларнет и остальные инструменты?
 
Дима Госпром: Да, мы начинали очень большим составом. Хотелось собрать вместе много интересных людей: музыкантов и не только. Но чем больше людей, тем сложнее находить общий язык. Сейчас нас трое, а из оригинального состава остались только мы с Марианной; и новый гитарист с нами уже полгода играет новую программу.
В самом начале хотелось привлекать всевозможных фотографов и художников, делать совместные выставки и представления. Не знаю, как это объяснить, но у нас не получилось найти глобальной поддержки. 
Раньше мы чаще выступали на разных «сумасшедших» мероприятиях, где музыкальная группа выступать не должна. Получали от этого не только плюсы, но и кучу минусов: постоянные проблемы со звуком и другие технические сложности.
 
Состав коллектива на выступлении в 2008 году
 
Он же — в 2011 году.
 
modernrock.ru: Какой тогда был смысл собирать всю старую программу и выпускать ее в «20»? В нем же все равно все вещи — с первых дух работ.
 
Дима Госпром: Материал для этого альбома, если я не ошибаюсь, был записан около двух лет назад. После чего долго лежал несведенным, но все равно оставалось огромное желание выпустить эту работу именно такой, какой мы ее тогда придумали, ничего не меняя. На первых наших работах были практически черновые записи, записанные почти кустарным способом. Не то что мы сильно боремся за качество, но те две записи даже не соответствовали нашему тогдашнему видению самих себя.
 
modernrock.ru: Первые три работы выходили на Headphonica. Зачем германскому лейблу выпускать русскоязычную группу?
 
Дима Госпром: Например, у нашего американского дистрибьютора был конкретный заказ под русскоговорящее население, проживающим в США. С Headphonica все проще — просто понравилась музыка. Мы много раз обсуждали этот вопрос с издателем и иностранными слушателями. Оказалось, что русский язык никак не мешает восприятию музыки. Нам же не сложно воспринимать англоязычную музыку, хотя большой процент слушателей не совсем понимает слов.
 
modernrock.ru: У «старого «Госпрома» была своя узнаваемая эстетика: 20-е годы, молодой Советский Союз, соцарт. В «новом «Госпроме» эта эстетика исчезает?
 
Дима Госпром: Нет, она остается все той же — взгляды не меняются. Просто немного пересмотрели подход к стилистике. Но все равно стараемся делать что-то прогрессивное, новаторское, не чуждое идеям тех же 20-х годов.
Сейчас эта эстетика не так заметна, поскольку мы перестали использовать стихи Маяковского. Это оказалось неожиданным ударом: вот был Маяковский — сразу понятно, что человек этим хочет сказать.
 
modernrock.ru: А стихи Маяковского и Вознесенского еще будут?
 
Дима Госпром: Мы не ставим на личности. Все время, пока исполняли на произведения этих поэтов, я не переставал искать других, прежде всего, современных авторов. Хотелось услышать от них слова, которые не только удачно смотрелись в нашей музыке, но несли бы идею, несли настроение. Последние несколько лет я занимался поиском такого человека и где-то полгода назад нашел поэтессу Екатерину Михайлову. Сейчас мы достаточно плотно сотрудничаем: использовали пять ее произведений, три уже выпустили и готовим новый материал.
 
 
modernrock.ru: За время поисков у тебя сложилось впечатление о современной поэзии? Сейчас эта тема редко появляется в популярной культуре, сложно сказать, есть ли там какая-то жизнь.
 
Дима Госпром: С миром поэзии у меня очень загадочные отношения. Я сознательно читаю много сборников, слежу за печатными изданиями, в интернете, чтобы охватить и узнать больше имен.
Конечно, есть свое проблемы. Так получается, что авторы снижают требования к себе и перестают воспринимать свою работу как тяжелый умственный труд. Считают себя такими свободными художниками, просто выдают что-то и считают это законченным продуктом. Но это не так: ему надо придавать огранку, работать над словом, над структурой. Все то, над чем в прошлом работали советские, а до них — российские поэты. Нужно серьезнее относиться к своим обязанностям. Если ты поэт, то сначала нужно выучить все, что было до тебя, и потом иметь возможность отбросить это, закрыть на него глаза. Иначе рискуешь пропустить много интересного. 
 
modernrock.ru: Мы говорим о тенденциях в поэзии, но эти два слова как-то плохо между собой сочетаются.
 
Дима Госпром: В любой сфере культуры всегда были сои тенденции. Люди и в России, и в Украине, в остальном мире следят друг за другом и перенимают новшества. В последнее время, ориентируясь на мировые тенденции, стали прогрессировать все виды искусства. Для меня это очень важно и является определяющим  фактором не только для музыки. Нужно идти в ногу со временем, не отставать.
А вот у поэтов… По их произведениям не понятно, когда именно они написаны: сейчас или в начале XIX века. Заметно, что это неосознанно — когда человек делает не так, как задумал, а как получается. Нет, можно использовать такой прием, как цитату, например. Как в музыке — вставить кусочек 80-х или 70-х годов. И если стихотворение ничем не отличается от точно такого же, но XIX века, то зачем его писать сейчас словами и оборотами, которыми уже никто давно не пользуется. Это все, в основном, устаревшее, но именно такого сейчас много.
Другая сторона вопроса. За пресловутым новаторством зачастую скрывается отсутствие видения поэзии, таланта; просто псевдопоэзия. Настоящую поэзию чувствуешь с первого взгляда, с первого слова. Там и какие-то канонические вещи, чувство ритма, чувство слога. Они сразу же цепляют.
 
modernrock.ru: Можно утверждать, что «старый «Госпром» опирался на традиции советской эстрады?
 
Дима Госпром: Да, был такой момент.
 
modernrock.ru: Возникает предложение шире использовать ее возможности в современной поп-музыке. На нее хотя бы лучше ложится наша речь. Например, «Лучший город Земли»…
 
Дима Госпром: «Королева красоты».
 
 
modernrock.ru: Да, и песня из кинофильма «Дайте жалобную книгу» вместо англоязычной традиции, с которой наша речь часто не сочетается.
 
Дима Госпром: Это, безусловно, огромное наследие, и его ни в коем случае нельзя забывать, откидывать и говорить, что это не наше, это плохое. Но в то же время слушать американский джаз и тому подобные вещи.
Я к советской эстраде отношусь прекрасно. У самого есть немаленькая коллекция пластинок с ней. В наших первых произведениях было очень много сэмплов и все как раз, оттуда
 
modernrock.ru: Но, кажется, что на это наследие мало кто обращает внимание.
 
Дима Госпром: Может кто-то использует какие-то приемы, но ничего глобального я не встречал.
 
modernrock.ru: А если этот вопрос перенести на украинскую поп-музыку: какой она должна быть сегодня, чтобы отражать национальный характер и язык?
 
Дима Госпром: Не люблю этот вопрос. Мне кажется, что люди всегда так или иначе будут отражать в музыке особенности окружения, места, где они живут. Но нужно стараться делать это современным в мировом масштабе. Придание национального колорита — очень сложный вопрос, всегда остается опасность скатиться в нечто пошлое, вульгарное. У нас, в Украине, это и происходит: шароварами и прочим стараются прикрыть несовременную музыку 90-х и раньше; и продолжают это делать. То есть, все наоборот.
 
 
Комментарии: