.

26.07.2021

Winteria: «95% тяжелых музыкантов не имеют даже начального музобразования»

Обстановка в музыкальной индустрии все еще не очевидна: концерты то есть, то нет. Зато пандемия подарила нам множество новых коллективов, с которыми мы с удовольствием вас знакомим. Наши новые герои — WINTERIA, не так давно выпустившие свежий релиз «Парселена». Поговорили о нем, о состоянии тяжелой музыки в России и о «Евровидении».

Расскажите, кто такие WINTERIA? Как появилась идея, кто участвует в создании материала?

WINTERIA — метал-проект, основанный в самом конце 2020-го года. Если обобщать, то это мой внутренний мир, который нашел воплощение в музыкально-песенной форме. Идея в разной степени эфемерности вынашивалась мной со школьных лет, но начала обретать плоть лишь в конце 2010-х, когда, очевидно, пришло ее время. Благоприятное стечение обстоятельств — как глубоко личных, так и сугубо финансовых — привело к тому, что сначала я попытался запустить проект с одним человеком, с которым мы в итоге не особо сошлись, а потом нашелся и другой — и вот с ним все завертелось в должной мере.

Песни сочиняю я, мне принадлежат слова (за исключением куплетов в «Крыльях») и «горизонталь» музыкального материала — структура композиции: вступления, проигрыши, куплеты, припевы, в некоторых треках — соло. А также общие пожелания в отношении атмосферы, риффов и аранжировок. Что касается моего коллеги по имени Nicolas Crowen, то он доводит все мои мысли до ума: сочиняет аранжировки, играет на гитаре, басу, клавишах, программирует эффекты и барабанные партии, все это записывает и сводит. Барабаны отыгрываются вживую сессионным драммером в точности по лекалам, созданным Nicloas’ом. Итого, проект можно считать условно дуэтным.

Есть ли у кого-то из вас музыкальное образование? Что вообще думаете о тех, для кого этот вопрос — принципиальный? Мол, вот нет у тебя музыкалки за плечами — не лезь в музыку тогда!

Принципиальным этот вопрос может являться только тогда, когда речь идет об академической музыке с ее бесконечно тонким и трепетным отношением к делу. Чтобы подходящим образом исполнить классическое произведение, мало знать ноты и иметь пятерку по сольфеджио — нужно слышать, слушать, грамотно строить фразу, проживать исполняемое всем нутром, очищать себя до дна от всего, что стоит на пути к таким серьезным и глобальным сферам. Классика — это не спорт, не кружок и не бравада. Это — монументальная вещь, которой необходимо отдаваться всей душой и к которой нужно быть готовым изначально. Быть гениальными академистами без образования могут лишь единичные самородки.

Но если мы говорим о метале — причем сразу мировом, — то здесь нужно упомянуть один любопытный факт: примерно 95% «тяжелых» музыкантов не имеют не то что среднего, но даже начального музыкального образования. Достаточно разобраться в приемах игры на гитаре или ударных, выучить аккорды — и все, ты уже считаешься металистом и набираешься опыта в активной фазе среди старых профессионалов. Способность к сочинению цепляющих хитов (или, к примеру, достаточно затягивающего блэка или дума) — это уже второй вопрос. Главное, что специфика в этом жанре совершенно иная, и присутствие музыкалки за плечами уже никакой роли не играет.

А вот теперь самое интересное: музыкальное образование есть у нас обоих — у меня средне-профессиональное, у коллеги — высшее, и других «тяжелых» проектов с таким составом я не встречал ни разу. Вероятно, в какой-то степени нас это выделяет, если судить по рецензиям — хотя мне кажется, все дело в продюсерском профессионализме Niclolas’a 🙂

И да, музыка — это основная работа? Если нет, кем трудитесь? Как вообще думаете: возможно ли добиться славы и удержаться на музыкальном Олимпе во времена, перенасыщенные контентом?

Я работаю в музыкальной школе и подрабатываю в журнале о тяжелой музыке. Коллега неустанно трудится в студии и играет в нескольких составах, самым известным среди которых можно назвать Монгол Шуудан.

Что до Олимпа — если мы говорим о тяжелой музыке в России (а тексты у нас русскоязычные и, соответственно, рассчитанные на носителей языка), то это крайне сложно. Культурная политика этого государства явственно направлена на «полюса»: с одной стороны — поддержка академического искусства, что можно видеть на примере люксового концертного комплекса в Зарядье, а с другой — шоу-бизнес и подпитка низовой культуры, распространение которой в последние несколько лет вообще никак не регламентируется (увы, не только у нас). А все, что между, — оно там и есть, в промежности. Есть отдельные команды вроде Эпидемии, собирающей полный восьмитысячный Stadium, или Арии, вышедшей в последнее время на новый уровень шоу, но таких сущие единицы. А про русский рок, панк- и альтернативную сцены я не заикаюсь просто потому, что у них совсем иные художественные задачи.

При этом, мы, например, граничим с той же Финляндией, которую даже шведские музыканты приводят в пример как оплот здравого отношения к рок- и метал-музыке, имеющей на этой территории господдержку. Везде разный менталитет, и перенасыщенность контента — не решающий фактор. В том же «Контакте» огромное количество пабликов занимается выуживанием музыки конкретных жанров буквально со всего мира, и если ты подписан на нормальную страницу, скажем, о блэк- или пост-метале, то обязательно наткнешься на крутой альбом из какого-нибудь Кот-д’Ивуара или Ботсваны, и он не пройдет мимо тебя. Так что вопрос скорее не об Олимпе, а о поиске своего слушателя, который так или иначе обязательно отыщется. А слава — не самоцель.

Почему именно свой проект, а не участие в уже готовом, сложившемся коллективе? Есть ли те, на кого вы равняетесь? Не обязательно культовые группы, это могут быть и ваши знакомые, коллеги.

Да, я как-то перешагнул через фазу участия в готовых проектах, а также через всякие ранние потуги, которые сейчас было бы стыдно слушать, и сразу начал с определенного, более зрелого уровня. Мне сложно представить себя в другой группе, потому что WINTERIA изначально идет изнутри меня, а в иных составах я бы просто дополнял чужую музыкальную вселенную, что мне сейчас не слишком-то интересно. Хотя такую возможность в будущем не отрицаю. А для Nic’a это все — просто работа. Впрочем, любимая и жизненно необходимая.

Равнение в творческом смысле держу на своих фаворитов Amorphis вперемешку с готик- и лав-метал-командами, на которых рос сам. Из различных элементов, заложивших основу музыкального вкуса и внутреннего мира, складывается универсальное звучание WINTERIA, которое создается в тесном сотрудничестве с Nicolas’ом.

Зачем вас слушать? Поделитесь чем-то важным о группе, и заодно сразу проясним: что важнее конкретно для вас — музыкальная составляющая или смысловая? Что, кстати, слушаете сами?

Зачем нас слушать… Хороший вопрос! Я думаю, любой по-настоящему творческий человек ответит, что самое важное — это выразить себя в художественной форме и добиться того, чтобы это дошло до чьего-то сердца. Сам я стараюсь создать что-то чистое, зимнее и красивое и выплеснуть это в мир, только и всего. Очень надеюсь, что наши — пока немногочисленные — поклонники знают, зачем нас слушать 🙂 К слову, одна известная готик-метал-певица уловила зимнее настроение во всех наших треках, выпущенных на данный момент, что очень приятно было узнать, поскольку оно и вправду является атмосферной основой WINTERIA. Значит, могем!

Музыкальная и смысловая составляющая в нашем случае идут рука об руку, даже если говорить о композициях без слов, которые в той же «Парселене» все равно имеют определенную «программность». Не могу сказать, что музыка в WINTERIA важнее текстов или наоборот. Все взаимосвязано.

Я слушаю огромное количество разной музыки, в подавляющем большинстве тяжелой, но не люблю металкор, горграйнд и большую часть брутал-дэта. Мой диапазон очень велик — от чего-то светлого и наивного до мрачного, отстраненного и радикального, от лав- и кавайи-метала до блэка и блэкгейза. Коллега же по большей части предан металкору, пост-хардкору и всему подобному, что не мешает ему по долгу службы сотрудничать с абсолютно разными музыкантами.

Не так давно у вас вышел сингл «Парселена». Расскажите немного о нем. Например, почему такой небольшой формат, а не миньон или лонгплей? Хотелось поскорее поделиться с миром?

Песня «Парселена» сначала была другой песней с другим текстом на другом языке, сочиненной по другому поводу три года назад. Однако слово «парселена» (ложная луна) уже давно сидело у меня в мозгу и требовало творческого воплощения. В конце концов мне в голову пришла мысль объединить уже существующий музыкальный материал с этой идеей, и все, что оставалось сделать, — это заново написать лирику, адаптировав ее под новую тему. В результате композиция приобрела черты чистого готик-метала, и в ней появился лирический герой — фальшивая колдунья. А формат сингла для нас пока что оптимален, тем более что дополнительные версии данного трека, вошедшие в релиз, как раз дорисовывают его до классической сингловой формы.

Кстати, что думаете по поводу музыкантов и групп, которые записывают акустические версии синглов или даже целых альбомов? Это — свежий взгляд, обилие идей или просто лень записывать новое?

Кто-то хочет разнообразия, кто-то — заработать в промежутках между основными лонгплеями. Бывает, что акустический подход оправдывает себя, бывает — слушаешь и не понимаешь, зачем было тратить на это время. А бывает, что это не сборник новых версий старых хитов, а именно очередной релиз, который просто сделан в непривычной манере.

Например, немецкая группа Hämatom, играющая грув-метал/NDH, недавно выпустила чисто джазовый альбом, и он, на мой взгляд, совершенно гениален. А у нас вообще другой случай — уже несколько человек независимо друг от друга выпрашивали у нас акустическую версию «Крыльев», и именно после этого она, скорее всего, появится, притом что раньше мне эта мысль в голову не приходила.

Относительно «Парселены» скажу так: первоначально она замышлялась как баллада, и мне хотелось сделать ее сразу в манере колыбельной. Далее последовали бурные творческие споры с Nic’ом, который настаивал на форме среднетемпового боевика. В итоге мы пришли к компромиссу с двумя версиями, и каждая из них звучит, на мой слух, замечательно.

Вы ассоциируете свое творчество с каким-то определенным жанром? Или вас бесит, когда появляются жесткие рамки?

Вообще, я обожаю копаться в жанровых ярлыках, чем с наслаждением занимаюсь в журнале. Но, как это зачастую бывает, вешать теги на собственное творчество непросто — со стороны реально виднее (и слышнее). Пожалуй, я бы обозвал то, что мы делаем, мелодик-прогрессив/готик-металом — это максимально подходящая конструкция. В посте с прошлым релизом «В Клетке Времен» я написал amorphis metal, потому что никак иначе обозначить его жанр не сумел, а музыка Amorphis, на которую он похож, точно так же раскладывается на стилевые этикетки с большим трудом. Народ смеялся 🙂 Да и пусть — повеселили слушателей немного, хоть и непреднамеренно. А когда в рецензиях на WINTERIA появляется, например, модерн- или хэви-метал, это ни разу не бесит, но, тем не менее, удивляет, потому что ни того, ни другого я в виду не имею.

Видели, что в группе ВК вы делились радостными новостями: мол, теперь вас можно найти в SPIRIT-OF-METAL.COM и Metal-Archives.com. Почему вам важно оставить след в энциклопедиях металла? Или неважно, каким будет след, лишь бы он был? Видели, многие прочат вас на «Евровидение».

Присутствие в метал-энциклопедиях — это своего рода признание со стороны того мира, которому мы преданы с юных лет. Nic’y это вряд ли столь важно, а вот для меня «официальная» принадлежность к метал-сцене значит очень много. Хоть мы и не пишем ничего особенно брутального или протестного, скорее наоборот — нечто рефлексивно-эстетичное, но мне хочется знать, что я делаю метал, а не что-то еще. Он — часть моего существа. Не металкор, не альтернатива, не панк-рок, а именно метал. На упомянутом журнале я также рос с 14 лет, со времен полного погружения в собственный мир, а с 21 сам являюсь его частью. Однако это не значит, что мне неинтересны другие музыкальные жанры и что в будущем у меня не появятся проекты в какой-нибудь иной манере.

Про «Евровидение» мне в связи с «Парселеной» говорили не раз, на что я ответил: если его формат переиначат под формат Tuska Festival или Wave Gotik Treffen, то я совсем не против! 🙂

Планируете ли вы живые выступления в обозримом будущем или углубитесь в студийную работу? Может, на подходе дебютный полноформатник?

Живого состава у WINTERIA сейчас не существует, а если он и будет, то мне бы хотелось, чтобы другие музыканты исполняли или минимально развивали именно те партии, что написаны Nicolas’ом. Так поступают многие полустудийные акты — например, Pain или Sirenia. Один человек пишет музыку и раскладывает ее на партии, а в преддверии тура собираются остальные, репетируют написанное и едут с этим на гастроли.

Концертов в будущем я не исключаю, это было бы очень интересно и категорически ново для меня, чего не скажешь о моем коллеге. Но в ближайшее время мы продолжим работу в студии, набирая материал на (скорее всего) полнометражный альбом. Несколько интересных треков ждут своего часа, чтобы обрести готовую форму и сложиться в релиз. Так что оставайтесь с нами и не пугайтесь тишины в официальном паблике — а мы за это наградим вас первоклассным звуком и отличной музыкой!

Комментарии: