У фестиваля, который проходит на территории «Коломенского» с 2007 года (а до этого пару лет — в парке «Красная Пресня»), огромная история, и, как следствие, фан-база. Многие приходят просто так, даже если не нравится лайнап от слова «совсем» — потому что это уже родная и привычная традиция.
В этом году «Пикник Афиши» изменился — и изменился сильно. Он не стал хуже или лучше — просто стал другим. Не будем заниматься пустословием и пробежимся по фактам (и да, репортаж не претендует на истину в последней инстанции — это лишь личное мнение). Помните, что любое развитие и движение вперед лучше деградации.
Однозначно расширилась территория, а вместе с этим потерялась некая «уютность». Зачем на музыкальных (!) фестивалях стендап, выступления «Студии Союз» и им подобных, я, наверное, никогда не пойму (кроме очевидных денежных вливаний от партнеров, телеканала «ТНТ»), но на апгрейд можно посмотреть и иначе.
Именно это позволило впихнуть в программу целых шесть сцен, одной из которых стал «фестиваль в фестивале», «Gazgolder Live». Это дало возможность показать себя новой публике юным подписантам творческого объединения — и, как ни странно, здесь я посмотрела ровно столько же выступлений, как и на главной. Удивительного мало: Баста отыграл ту же программу, что и месяцем ранее на «Дикой Мяте», но разогревал публику, как мог. Та поддавалась слабо: хмурые лица, вечные зонты в первых рядах, неуверенные подвывания (раскачавшиеся только к «Сансаре») и ленивые аплодисменты и качания руками. Суббота, странный тайминг с 14.30 до 15.30, почти непрекращающийся мерзкий дождь.
На этой же площадке волей случая я застала выступление T-Fest — чему не сильно порадовалась. Слив последние треки Royal Blood, я ушла на сцену «Газа», чтобы краем глаза глянуть на новый проект Скриптонита. Часовая задержка и сдвиг лайнапа обеспечили мне неоднозначный и фанерный сет Кирилла вместо хитового энкора британцев, а также дальнейшее опоздание на хедлайнеров и полный пропуск Mura Masa, чем сложно было остаться довольной.
Но ожидание стоило того: то, что сейчас творит Адиль параллельно со своим невнятным рэпом — выше обычного понимания. Расслабленная электроника, все та же плохо различимая дикция, мощные гитары, девичий бэк-вокал, невероятный свет, завораживающий видеоряд и отличное качество звука — как и шоу в целом. Неземное гармоничное сочетание всех составляющих. Было ужасно жаль уходить после «Podruga» на The Cure — но слить больше часа выступления хедлайнеров и так было довольно странно.
видео — Aleksandr Doronin
Учитывая, что группа Роберта Смита сыграла огромный 27-трековый сет на два с половиной часа, я попала на бОльшую его часть (и ее мне вполне хватило). До долгожданного огромного энкора дожила с трудом, но оно того стоило — достаточно было бы даже одной «Lullaby», чтобы меня покорить. А на лайв-выступлении стал понятен и вполне обоснован статус культового коллектива, виден профессионализм, отточенность и слаженность. А эти танцы Роберта, улыбки довольного кота, искренняя радость и плещущие через край эмоции даже не требуют дополнительных пояснений и расшаркиваний. The Cure — Артисты с большой буквы, хотя магии и химии, опять же, лично для меня, не произошло.
Возвращаясь к количеству сцен: помимо мейна, «ТНТ» и «Gazgolder Live», на «Пикнике» установили еще три площадки. «Selector Live Showcase» в нескольких редких заходах по пути выдавал стенания и шаманскую мелодику. К сожалению, не удалось успеть на Benin City — а именно их с этой сцены нахваливали больше всего. До стейджа «ИМИ.Новая музыка», к своему стыду, дойти совсем не получилось: карабкаться по направлению к выходу по грязи и мокрой траве не было совсем никакого желания.
Третьей в этом списке (и второй по значимости), стала «Summer Stage» — туда я заскочила на выступление Казускомы, которым решила дать шанс после дико не зашедшего саппорта Джека Уайта. Для меня ничего не изменилось: больше пары-тройки песен их музыку все так же сложно и больно слушать. Туда же сразу после окончания сета Blossoms я прибежала посмотреть на Антоху МС и вновь не повезло: как и ранее на «Дикой Мяте» успела заценить лишь один трек. Видимо, все-таки придется идти на сольник.
Но зато как хороши были Blossoms на мейне! Воздушные ненапряжные мелодии вписались в формат идеальной составляющей «Пикника» — для меня, расстроенной пропуском 2019 года от «Ahmad Tea Music Festival» и сменой команды организаторов «Ласточки» (спасибо за угробленный праздник крутой музыки — лайнап превратился в полную дичь), необходимо было услышать как можно больше британцев этим летом. Стесняшка Том Огден с его вечно покрасневшим лицом, манерными движениями, модным комбинезоном и ухоженными волосами — та еще еще дива. Легкий сет для перезагрузки и даже с солнышком.
В отличии от Royal Blood, которым я тоже давала второй шанс. В 2017 году ребята выступали на главной сцене бельгийского фестиваля «Rock Werchter», и, несмотря на то, что в записи они показались довольно живыми, интересными и мощными, лайв того же эффекта не вызвал. Тогда я все списала на усталость, а в этот раз стало все предельно понятно: треки сливаются в один, а поведение на сцене довольно статично и однообразно — из-за этого быстро становилось скучно. Группа, которая по-прежнему останется лишь в наушниках.
А теперь снова к занудному: в этом году у «Пикника Афиши» сильно увеличилось количество спонсоров и в этот раз они сильнее «выпячивались» — это приятно для внутренней уверенности в том, что у фестиваля есть будущее. Именно тот самый генеральный «Tinkoff» (банк-звезда фестивальной индустрии современной России), а также «Okko», «Snikers», «Polaroid», «Perrier» и прочие гарантируют нам крупные привозы. Но простым смертным, на это, мягко говоря, плевать: у многих брендов (не будем показывать пальцем) настолько навязчивая или громкая промо-кампания, что раздражение было единственной и вполне понятной реакцией.
На многих стендах, как правило, для получения приза необходимо было выложить фото в соцсети — и тут мы сталкиваемся с проблемой, которую организаторы почему-то не считают нужным решать: перегрузом сетей большинства мобильных операторов. С этим, кстати, вполне успешно справились «МТС», установив на территории Парка Горького вышку на время проведения «Park Live». Да, это не первостепенная проблема, да, диджитал-детокс, да, слушайте музыку и просто гуляйте — но как насчет координации? Найтись с друзьями и знакомыми ближе к вечеру становится довольно затруднительно: все общение в мессенджерах, а у тебя стабильное «нет сети». Так что выложить фотку (как и удалить ее потом) тоже сильно проблематично).
Количество фудтраков либо сильно выросло, либо более удачно рассредоточилось — но очереди все-равно были довольно большие. Как и в невыносимо смердящие при входе туалеты. Почему фестиваль растет, а кабинок по-прежнему мало — тоже неясно. В список непоняток добавлю еще и людей с зонтами, сэкономивших на дождевиках — вы серьезно? Можно понять и простить некоторые ситуации: забыл дождевик и не нашел, где купить (на маркете они стоили довольно дорого, а организаторы вновь на это забили), не подумал и тд. Но если это ваш косяк, почему страдают все? Зачем переться с зонтом в первые ряды и по центру и закрывать обзор всем присутствующим? Неужели удобно держать этот проклятый зонт целый день, когда можно надеть плащ?
В целом все вышло как-то так: дождливо, сумбурно, но достаточно насыщенно. Лайнап становится все мощнее, привозы жирнее, посетителей больше. Фестиваль превращается в гиганта и рискует из-за этого прогореть (все мы помним, как после феерического 2014 просел Park Live — и только спустя пять лет частично вернулся в норму). Но внутри живет уверенность, что все только к лучшему и толпа модных людей будет еще долго появляться в «Коломенском» на «Пикнике Афиши».