.

06.03.2014

Эпохи творческого пути Джона Фрущанте

Вчера свой 44 день рождения отметил Джон Фрущанте — живая легенда гитары, певец, композитор, продюсер и даже художник, известный всему миру, как бывший участник культовой рок-группы Red Hot Chili Peppers. Удивительная и в своем роде уникальная творческая личность, сочетающая в себе претенциозность Питера Габриэля, страстную эклектичность Джо Страмера, экспрессивность Джими Хендрикса и художественную чувственность Вини Рейли.

Джон Фрущанте родился в семье пианиста и певицы, глубоко влюбленных в многогранную палитру музыку, что естественно сказалось на воспитании юного дарования. Довольно быстро Джон познал тонкости музыкального мироздания, пройдя длинный путь от джазового авангарда к гитарному миру рок-н-ролла всего за несколько лет. Уже к 15 годам он освоил игру таких мэтров как Пейдж, Бэк и Хендрикс, и уверенно перешел к изучению современных виртуозов вроде Эдди Ван Халена и Стива Вая. Примерно в то же время произошло судьбоносное знакомство с музыкой Red Hot Chili Peppers, которое, по словам самого Джона, было «любовью с первых нот». Фрущанте не пропускал ни одного концерта «Перцев» в Лос Анджелесе, что естественно привело к личному знакомству с самими музыкантами. Вскоре, гитарист оригинального состава RHCP — Хиллел Словак, умер от передоза, и из-за фанатично-глубоких познаний материала «Перцев» выбор Джона Фрущанте в качестве замены был очевиден. Это был день, когда Джон собрался на прослушивание к Фрэнку Заппа. Он очень волновался и поэтому, в качестве дружеской поддержки, пригласил с собой Фли, басиста Red Hot Chili Peppers. Фли и так знал, что Джон хороший гитарист, но на прослушивании он был поражен его техничностью и виртуозностью до глубины души. «Нельзя терять такое дарование» — подумал Фли и принялся отговаривать Джона от принятия решения в пользу Заппы. В дальнейшем, в интервью Фрущанте объяснял свое решение: «Я понял, что я хотел быть рок-звездой, принимать наркотики и получить девочек, и что я не смог бы этого сделать, если бы был в группе Заппы».

John-Frusciante_2014_2

Так началась эпоха Джона Фрущанте в Red Hot Chili Peppers. В 1989 году выходит «Перце-дебют» 19-тилетнего Джонни под названием “Mother’s milk”. В своей автобиографии, вокалист группы Энтони Кидис отмечает, что Фрущанте и продюсер Майкл Бейнхорн часто спорили по поводу звучания гитары. Звук гитары получился многослойный и металлический, что крайне нехарактерно для игры Джона. А сам альбом звучит сумбурно и невнятно. Но кавер-версия на песню Стиви Уандера “Higher Ground” и написанная Джоном о покойном Словаке песня “Knock me Down” помогают альбому продаться тиражом 2 миллиона копий, благодаря чему альбом получил статус дважды платинового. После турне группа объединяется с продюсером Риком Рубином и приступает к записи культового “Blood sugar sex magic”, на котором Фрущанте раскрыл всю многогранность своего музыкального таланта. Альбом моментально превратил группу в звезд мирового масштаба, что оказало большое давление на Джона, приведя его к депрессии, наркотической зависимости и последующему уходу из группы.

С 1992 года на протяжении 5 лет, Джон вел образ жизни нарко-отброса, или, если угодно – отшельника. Все свое время он посвятил рисованию и продюсированию собственных демо-записей, которые были созданы во время сессий для “Blood sugar sex magic”. Так, в 1994 году, он выпустил свою первую сольную работу под названием “Niandra Lades and Usually Just a T-Shirt”. К тому времени, его наркотическая зависимость стала главным средством к существованию и борьбе с депрессией, как единственному способу «удостовериться, что Вы поддерживаете отношения с красотой вместо того, чтобы позволить уродству мира развращать Вашу душу». Ничуть не скрывая своего пристрастия, он дает видео-интервью. На картинке мы видим бледного и анерексично-тощего Джона с трясущимися руками и гниющими зубами, рассказывающего о голосах в его голове, метафизических друзьях и гордости за то, что он наркоман. Так, к 1997 году Джон умудрился сжечь свой дом на голливудских холмах и записать еще один альбом “Smile from the Streets You Hold”, чтобы на деньги с продажи иметь возможность снова покупать наркотики. Джонни Депп снял короткий документальный фильм под названием Stuff, изображающих нищету, в которой жил Фрушанте. Оба альбома записаны на четырехдорожечный кассетный магнитофон в качестве lo-fi и представляют собой авангардное музыкальное восприятие Джона на тот момент. На записи голос Джона переходит от истеричного крика к еле слышному бормотанию. А тексты поражают своей загадочностью. Но даже при всей грязи и неразберихе, на альбомах явно прослеживает уникальное чувство понимания мелодики, которое и делает Джона Фрущанте столь яркой и неординарной творческой личностью. Многие фэны Джона склонны считать, что эти две записи – лучшие из всего сольного каталога гитариста.

John-Frusciante_3

В 1998 году Джон Фрущанте ложится в клинику на реабилитацию и успешно проходит ее. Несмотря на то, что в его теле была обнаружена лишь двенадцатая часть необходимой крови, да и та была инфицирована, из-за чего Джону чуть не ампутировали руки. Но он выкарабкался – человек, который упал на самое дно жизни, побывал на том свете и вновь вернулся в этом мир с чистой душой младенца. Уже в конце года он возвращается в Red Hot Chili Peppers, и они записывают свой главный альбом – Californication. Альбом обладает невероятным уникальным звучанием, как луч света, пробивший брешь на просторы мрака. Основой гитарного стиля Джона становится утонченный минимализм с нотками нео-романтики новой волны. Так началась новая эпоха творчества Джона Фрущанте, которая характеризуется преданностью и большой любовью к музыке. Все свое время Джон посвящал музыке, что продолжает делать и по сей день. Каждая его последующая работа — это открытие новых просторов его музыкального таланта.

С Red Hot Chili Peppers Джон записал еще два альбома: By the way, на котором изучает гармоническое развитие мелодии за счет аккордовых прогрессий (в духе американской поп-музыки 60-х и серф-рока), и альбом Stadium Arcadium, основой которого стало разнообразие гитарных искажений (в духе Zeppelin и Хендрикса). Но и свою сольную карьеру Джон не стал забрасывать, выпуская альбомы с завидной постоянностью. Например, в 2004 году Фрущанте записал СЕМЬ альбомов, стилистически различного музыкального содержания. В основном, на своих сольных работах, Джон строит свои песни вокруг звучания драм-машин, свойственных синти-попу и пост-панку. По его словам, электронная музыка открыла для него радикально новое поле для экспериментов, которые он не может позволить себе в рамках Red Hot Chili Peppers. Такая философия становится первопричиной его второго ухода из группы в 2008 году.

John-Frusciante_2014_3

Так, началась третья глава творческой жизни Джона Фрущанте. Отныне, Джон вольная птица и это именно то, чего он хотел. Теперь он может с головой погрузиться в свои музыкальные эксперименты, как когда-то с головой погрузился в наркотики. В 2012 году Джон записывает свой двенадцатый студийный альбом “PBX Funicular Intaglio Zone”, построенный на новом электронно-гитарном звучании, навеянным новым течением IDM. Обилие полиритмии и жанрового многообразия было неоднозначно принято старыми поклонниками творчества Джона. Одни решили, что Фрущанте окончательно погрузился в «свой мир», другие – назвали его «последним музыкальным интеллектуалом современности». Я считаю, что Джон осуществил мечту любого музыканта-меломана – ему удалось добиться такого композиторского уровня, при котором можно уместить всю свою многогранную любовь к музыке в одной песне, превращая композицию в лаконичное попурри. Сегодня Джон в своем роде прогрессивный законодатель – творец узкого круга понимания, к мнению которого прислушиваются популярные мэйнстримовые создатели. Его продюсерский дебют 2014 года, альбом группы Black Knights из окружения Wu-Tang Family под название “Medieval Chamber”, вызвал значительный резонанс в хип-хоп сообществе. А теперь, Джон готовит следующий сольник — “Enclosure”, который выйдет 8 апреля, и, по словам музыканта, будет новой вехой его творчества и итогом всех его музыкальной истории последних пяти лет.

Что ж, Джон, ждем с нетерпением твоих новых свершений и лично от себя, как от человека крайне небезразличного к твоему творчеству и тесно связанного с ним… Спасибо за то, что ты есть! С Днем Рождения!

Автор: Daniel Ave

Комментарии: