Фестивальное лето для жителей столицы в этом году чрезмерно насыщено городскими опэн-эйрами. Причина очевидна: из-за стесненных условий по причине ЧМ по футболу-2018 многие организаторы не могли разгуляться по полной или вообще отменяли фестивали. В 2019 ситуация строго противоположная — события пересекаются, заставляя делать нелегкий выбор, имена в лайнапы будто насыпались из рога изобилия, все стараются перещеголять друг друга.
В прошлые выходные, 5-7 июля, проходило сразу два ивента: «Ласточка», поменявшая команду организаторов, и, очевидно именно по этой причине значительно просевшая в лайнапе (да и в целом), и «Боль» — фестиваль русской музыки (и не только). Выбор пал на второй — все-таки целых три дня, хорошая музыкальная программа и пятилетний юбилей.
В лайнапе гордо светилось имя камбекнувшего Дэймона Албарна — правда, в составе атмосферных The Bad, the Good and the Queen, а не более известных широкому слушателю Gorillaz или Blur. Но оно и к лучшему. Компанию супер-группе составили Ic3peak, закрывшие второй день, и культовые Death Grips, благодаря которым третий день фестиваля гордо солдаутнулся (и столкнулся с горкой поддельных браслетов).
Сразу (и не очень подробно) о музыке — имена на афише говорят сами за себя. Вы можете сколько угодно смеяться над неймингом группы Мусор, но услышав пронзительную и честную лирику Саши Горбачевой, скорее всего, начнете подпевать. Гениальный гопник Албарн с басистом The Clash Полом Саймононом, гитаристом The Verve Саймоном Тонгом и небезызвестным барабанщиком из Нигерии Тони Алленом устроили настоящий ламповый космос. Проникновенно, искренне и без дождя: на этот раз тебя пронесло, Деймон, как бы ты его не призывал!
Шикарный свет и плотный звук на Ic3peak и Death Grips, энергичные и мощные сеты от Shortparis и АИГЕЛ — групп, безусловно доросших до слотов со-хэдлайнеров и раздаваших моментами покруче главных звезд мейн-сцены. Даша Dakooka, очень радовавшаяся поддержке фанатов со своими немного наивными речами и песнями. Сережа Сироткин, отыгравший невероятно камерный концерт в битком набитом зале сцены ФУКО.
Томно-забавные Verbludes, разрывной Овсянкин, резкие Ежемесячные, воздушная Репетиция, легкие Sewage Sour, милая Нонформистка, шикарный сет коллектива масло черного тмина на САРТРе. Британские фрешмены Yak, Algiers, black midi, Cloud Nothing, Fontaines D.C. и Health (уже гревшие The Neighbourhood в феврале) спустя небольшой период станут большими звездами — что лишний раз подтвердит проницательность команды фестиваля.
По организационным вопросам к «Боли» вопросов практически никаких: если держать в голове, что проект вырос из шоукейса на пятнадцать групп всего за какую-то пятилетку аж в десять раз, все встает на свои места. Благодаря усилиям молодого концертного агентства «Pop Farm», которое не перестает удивлять привозами артистов мирового стадионного уровня (например, Эда Ширана или звездочки Билли Айлиш), опен-эйр превратился в полноценного игрока, способного составить конкуренцию не только «Park Live», но и «Пикнику Афиши».
В интервью «The Villagе» совладелец «Pop Farm» говорил, что еще до начала было ясно, что фестиваль в этот раз точно уйдет в плюс и надеется покрыть долги за 2018 год. Положительная динамика для такого юного события — сильнейший импульс не останавливаться, расти и развиваться. При этом не задирая ценник за билет, продолжая оставаться доступным для студентов, безработных хипстеров и других слоев молодежи.
До нынешнего года у «Боли» был статус фестиваля для школьников, просвещенных и сочувствующих. В этом году лиц до 18 было замечено не так уж и много, все больше взрослой аудитории, и, например, гуляющий Саша Чача Иванов, фронтмен группы НАИВ, смотрелся вполне себе гармонично на выступлении Лизы Монеточки.
Здесь нет ни малейшего оттенка надменности. Никаких вип-зон — все равны, а очереди — только за пивом (приятно, что в этот раз спонсором выступила «Волковская пивоварня», а не «Жигули», разливавшие в прошлом году). Не лили никуда, кроме хэппикапов — наконец-таки дошедшая до российских фестивалей опция капшеринга сильно решала не только мировую проблему с пластиком, но и локальную, снижая практически до нуля замусоренность площадки. Тенденцией пренебрег только корнер чая «Ahmad», чьи бумажные стаканчики потом и валялись под ногами, заставляя вспоминать о не особо чистоплотной части посетителей.
К организационным плюсам — оперативный вход, четкие карты, максимально лояльная и дружелюбная (!) охрана, понятная навигация, крутейший мерч (не только выступающих групп, но и самого фестиваля) и грамотное мобильное приложение, которое периодически спасало своими пуш-уведомлениями за 15 минут до начала выступлений выбранных групп.
Как всегда безукоризненный тайминг (сдвиги были только в третий день, начиная с Монеточки, но незначительные), тщательно продуманные и комфортные спонсорские зоны брендов: например, небезызвестный желтый банк имени Олега Тинькова, очевидно, нехило вложившийся в «Боль» (как, похоже, во все фестивали этим летом), организовал «секретную зону» — лишь поднявшись по паре лестниц ты осознавал, что это выход на крышу с прекрасным обзором панорамы города и главной сцены фестиваля. Посмотреть, как поет Катя из ГШ аж в бинокль — на здоровье.
Помимо основной музыкальной программы — стендап, «антишкола» с people-talk’ами, театральная сцена, обсуждения и мини-концерты в корнере «Levi’s», открытая зона от «Мегафона». Но при этом — никаких побочных активностей: потому что это, все-таки, праздник музыки, который не подразумевает очередей за халявой, как на тех же «Park Live», «Пикнике Афиши», «Усадьбе Jazz». Хорошо, когда ты можешь уйти с фестиваля с новой сумкой или дождевиком, но есть особая прелесть и в возможности заценить четыре группы всего за час.
Да, было тесновато, кто-то не мог зайти на выступление SOPHIE и black midi — но помните про название фестиваля? На «Боли» не стоило гоняться за лайнапом, бегая со сцены на сцену, иначе прочувствовать ту самую атмосферу радости, вседозволенности и молодости было попросту невозможно. Хочешь посмотреть вечернее выступление на главной сцене САРТР и успеть потом на ГЕГЕЛЬ, который в другом конце площадки? Придется выбирать — вместимость ограничена. Но именно это и создает ту самую уютную камерность, которой гордится команда организаторов.
Очевидно, локация поменяется: на эрли-берд абонементах уже стоит пометка «площадка уточняется». Даты с 3 по 5 июля уже забронированы меломанами и новыми поклонниками события. Ведь не сильно важно, куда занесет «Боль» в 2020 — главное, чтобы у нее есть все шансы остаться такой же близкой, родной и в доску своей.