28 июля Arcade Fire выпустили пятый студийный альбом «Everything Now». В его записи приняли участие Томас Бангальтер из Daft Punk, Стив Маки из Pulp и Джефф Бэрроу из Portishead. Музыканты пытались в новой пластинке подкупить слушателей своей искренностью и доступностью для людей разных музыкальных вкусов. Отчасти им это удалось, но поклонники надеялись на нечто большее.
Arcade Fire – это группа непростая. Их стиль обычно определяют простым ярлыком «инди-рок», который не в состоянии в достаточной мере объяснить эту гремучую музыкальную смесь, звучащую в их композициях. В них можно помимо обычных инструментов услышать пианино, скрипку, альт, виолончель, ксилофон, арфу, мандолину и много других экзотических музыкальных приспособлений. Их стиль включает в себя сочетание множества жанров, а в группе играют шесть человек, которые постоянно меняются ролями.
Канадцы играют на сцене уже больше 15 лет и все равно продолжают обращать на себя внимание и всячески седлать хайповую волну. Их предыдущий альбом «Reflektor» произвел ошеломительный успех и попал в список «Лучших альбомов десятилетия» по версии журнала Pitchfork. От «Everything Now» ждали еще большего триумфа.
Нельзя сказать, что ожидания в полной мере оправдались. Критики из Pitchfork, так высоко оценившие творчество Arcade Fire пять лет назад, оказались недовольны и поставили «Everything Now» 5 баллов из 10. Если говорить о простых слушателях, то самые распространенные комментарии поклонников звучали таким образом:
«Ожидал большего»
«**** полная, разочарование, ожидал гораздо лучше. В который раз убеждаюсь, что как только пишут в описании, что в записи или сьемке помогали или участвовали сторонние боги, то сразу релиз можно смело смывать, ибо хороший релиз и так взлетит, а говну и боги в тайтлах не помогут»
«Альбом нормальный, в принципе, но на фоне прошлого reflektor’a — очень поверхностно и однообразно звучит. Прям большое разочарование((»
С одной стороны, комментарии отчасти правдивы, и новая пластинка действительно не дотягивает до «Reflektor». С другой стороны, люди, можно сказать, зажрались! Ну если один альбом получается настоящим шедевром, то наивно ругать следующий за то, что он не получился точно таким же. При этом назвать плохим «Everything Now» язык никак не поворачивается.
За последнее время музыкальное сообщество испытало несколько разочарований. Многие люди воспринимают неудачные пластинки со стороны великих коллективов как трагедию. Порой среди шквала негативных отзывов появляется обоснованная критика, к примеру последние пластинки Gorillaz и Linkin Park (R.I.P. Честер) справедливо ругали за то, что музыканты слишком сильно отвернулись от того стиля, за который их полюбили.
Но в случае «Everything Now» стоит придержать коней и разобраться, что к чему. Основная претензия к альбому состоит в том, что в ней нет традиционного для группы музыкального изобилия. Дословно процитируем комментарий одного из диванных аналитиков:
«Группа, состоящая из таких техничных в плане владения инструментами музыкантов, записывает грёбаный синтипоп. Убить все главные фишки своей музыки ради идиотской моды на «неоновую» эстетику. Тьфу»
Он прав и не прав одновременно. По традиции их музыка напоминает красочный фейерверк, в котором восхитительным образом смешались разные стили и жанры, которые в техническом плане совершенно сочетались между собой. В «Everything Now» ничего такого услышать нельзя, но мода на неоновую эстетику тут не причем.
Творчество Arcade Fire во многом имеет сходство с литературой. По принципу айсберга, в котором на самом верху можно увидеть лишь внешний слой, скрывается череда экзотических смыслов. Тот же «Reflector» был вдохновлен работами датского философа Серена Кьеркегора и гаитянской музыкальной культурой, связанной с магией вуду.
Чтобы заметить такие нюансы, нужно внимательно вчитываться и вслушиваться в их композиции, почитывать интервью с фронтменом Уином Батлером и статьи разных высоколобых критиков. Понятное дело, что далеко не всем интересно вникать в такие глубины, множество людей просто хотят послушать приятную музыку.
Ни для кого ни секрет, что избрание Дональда Трампа президентом США взбудоражило западных музыкантов. В их числе были Деймон Албарн из Gorillaz, Бенджамин Ковалевич из Billy Talent и многие другие звезды, которые посвятили не одну новую композицию этому эпатажному политику.
Arcade Fire не стали исключением из этого тренда. С момента начала правления Трампа они начали протестовать против разделения людей, возведения стен, разжигания ненависти и вражды. Это актуальная проблема для западного общества на данный момент. Поэтому группа сознательно пошла на упрощение своей музыки, при этом не скатившись в откровенный попс. Они записали максимально доступный альбом для сближения людей разных музыкальных пристрастий. Судя по реакции аудитории, это получилось лишь отчасти.
Титульный одноименный трек «Everything Now» удивил слушателей возрождением традиций поп-музыки 70х, восходящим к творчеству таких коллективов как ABBA и Boney M. В нем легко расслышать тот самый легкий фанковый грув, под который отрывались на диско-вечеринках семидесятых.
Песни «Sings of Life» и «Creature Comfort» звучат как диско-рок в стиле Roxette и Bee Gees. С задорной музыкой контрастируют текста, поднимающие серьезные темы потерянности в рутине, поиска смысла жизни, комплексов и даже самоубийства.
Дальше начинается уже упомянутое упрощение альбома. «Peter Pan», мечтательно-романтичная композиция с веселым мотивом, на поверку тоже оказывается ожившей трагедией на тему смерти Венди и экзистенциальных переживаний лирического героя, ассоциирующего себя с Питером Пеном. А вот «Chemistry» — это совсем простая глэмовая песня с ироничной лирикой на тему меркантильной любви.
Трек «Electric Blue» передает неожиданный привет на тот свет. Он является прямой отсылкой к песне Дэвида Боуи «Sound and Vision» 77-го года, заглавной строчкой которой были слова: «blue, blue, electric blue. That’s the colour of my room».
Arcade Fire очень близко дружили с ныне покойным Боуи, он принимал активное участие в записи «Reflector», где его голос можно услышать в титульной композиции. «Electric Blue» – это торжественное и финальное прощание канадцев с любимым кумиром.
«Good God Damn» приятно выпадает из музыкального ряда, сворачивая на дорогу отвязного гаражного рока в духе Black Keys. И вообще, приближаясь к своему завершению «Everything Now» оставляет сюрпризы, забавно совмещая между собой разные жанры. «Put Your Money On Me» получился забавным дискотечным пост-панком.
Закрывает альбом меланхоличный трек «We Don’t Deserve Love». Его главной темой становится возвращение домой: «Keep both eyes on the road tonight ‘Cause I’m driving home to you». Эта лирика идеально совпадает с ощущением от прослушивания. Ты как будто пронесся сквозь мириады бурных фантазий Уина Батлера и после красочного, но утомительного путешествия все-таки возвращаешься в родные края, проезжая по ночной дороге.
К сожалению, в «Everything Now» тяжело расслышать влияние приглашенных гостей. Предполагается, что Томас Бангальтер из Daft Punk позволил пластинке стать по-настоящему танцевальной, Стив Мэки из Pulp прибавил свойственное своей группе инди-поп звучание, а Джефф Барроу помог технически совместить разнообразные музыкальные приемы, что ему блестяще удается в насыщенных сложными сэмплами композициях Portishead.
Подводя итоги, можно сказать, что новый альбом заслуживает немного критики, но в целом это хорошая и качественная пластинка. В ней чувствуется старание и смысловая насыщенность. Arcade Fire не скатились, а лишь взяли передышку.
Автор: Владимир Еремин
Дата выхода: 28 июля 2017
Треклист Arcade Fire — Everything Now (2017):
01 – Everything_Now (continued)
02 – Everything Now
03 – Signs of Life
04 – Creature Comfort
05 – Peter Pan
06 – Chemistry
07 – Infinite Content
08 – Infinite_Content
09 – Electric Blue
10 – Good God Damn
11 – Put Your Money On Me
12 – We Dont Deserve Love
13 – Everything Now (continued)