.

20.03.2014

Рецензия на альбом Ляпис Трубецкой — Матрешка (2014)

Сейчас вряд ли найдется хоть один человек, не слышавший даже краем уха о группе «Ляпис Трубецкой«. Так что снова и снова пересказывать их творческий путь и биографии участников уже даже, наверное, неинтересно.Группа во главе с бессменным солистом и главным идеологом Сергеем Михалком 1 марта выпустила свой тринадцатый и последний студийный альбом «Матрёшка«.

«Все песни, вошедшие в альбом «Матрёшка», были написаны в 2012 году, задолго до украинского Майдана, российской Олимпиады и прочих знаковых событий, с которыми теперь многие ассоциируют нашу пластинку. «Матрёшка» — это не агитка, не пропаганда, не куплеты на злобу дня. Это музыкально-фантастический кибер-панк, это альбом-сказка, посвященный нашему недалекому будущему. За время, прошедшее с 2012 года, какие-то из песен уже начали сбываться, какие-то пока не сбылись — а сбудутся или нет, зависит от нас сегодняшних, от наших поступков здесь и сейчас. Поэтому ведите себя хорошо. Защищайте слабых, боритесь с несправедливостью, отстаивайте свое мнение, помогайте тем, кто попал в беду, и не забывайте про две самые главные вещи, которые есть в нашей жизни: дружбу и любовь».

Такое заявление появилось на официальном сайте группы перед релизом, ведь альбом оказался максимально агитационным, что бы там не говорил Михалок, видимо смутившийся за отсутствие привычной иронии. Он оказался чуть ли не провидцем – тексты оказались настолько «в тему», что в голове моментально возникали образы разгромленного Киева, Харькова и прочих украинских городов.

То, что альбом получился максимально едким и саркастичным, можно понять с самого начала – песня «Матрешка», клип на которую назвали «русофобским». Объяснение – появившийся накануне премьеры опять же на сайте «Манифест от анархо-синдиката Lyapis Crew»:

«Созданная в 19 веке матрешка-матрона символизировала материнство и плодородие, но, как и многие другие самобытные русские символы, в наши дни превратилась в кич и лубок. Сегодняшняя матрешка – это собирательный образ «русского» времен холодной войны. Медведеподобное, пьяное и агрессивное существо, грозящее миру хрущевской туфлей и ракетами, освященными патриархальными богоборцами.[…] Пусть матрешка вновь радует своей улыбкой людей на всей планете! Потушим огонь новой холодной войны в зародыше, пока не стало слишком поздно».

Яростные дискуссии по этому поводу только повысили продажи альбома и билетов на концерты, и не зря – остальные треки такие же прямые и точные, бьют не в бровь, а сразу в глаз. Например, «Молох», с отсылкой к молоху войны – символу жесткой и нерассуждающей силы, требующей огромных жертв: «Вкалывай парень, как заводной, молох всегда с тобой!». Или засвеченная еще в далеком 2005 году и наконец-таки выпущенная «Государство» — кавер на «Гражданскую Оборону». К надрывно тяжелой песни Летова был добавлен вроде бы жизнерадостный мотивчик – но не все так просто, если вслушаться в текст: «Ржавый бункер твоя свобода, заколочена дверь крестом». «Убей в себе государство!» – призывают теперь уже Ляписы. И не нужно понимать все буквально. Если покопать поглубже, можно понять, что речь идет не о внешнем, а о внутреннем государстве. Власть, могущество, деньги – не злоупотребляй тем, что делает нас только хуже. И даже ставший уже попсовым оруэлловский сюжет смотрится в песне «Телевизор» как нельзя кстати: «Не смотри телевизор! Не слушай радио! Не читай газет! Старший Брат очень близко. Закрой шторы, погаси свет!». Выход из всей этой грязи один – «Танцуй!».

Ну и пусть по музыке ничего нового – все те же Ляписы последних пяти лет, с привычными мотивами. Ну и что, что длительность всего 30 минут с небольшим – прописную истину «краткость – сестра таланта» никто не отменял. «Матрешка» поразителен тем, что бьет «под дых» и смотрится великолепной финальной точкой существования группы Ляпис Трубецкой, поражавшей нас последние 24 года.

Автор: Александра Петрикова

Дата выхода: 1 марта 2014
Лейбл: Sony Music

Треклист Ляпис Трубецкой — Матрешка (2014):

01. Матрёшка
02. Танцуй
03. Танк
04. Телевизор
05. Воины света
06. Молох
07. Котлован
08. Чайка
09. Командир
10. Государство
11. Клоуна нет

Смотрите также
Рецензия на Lost Frames — Иллюзии и сны (2018)

Lost Frames

Иллюзии и сны

Рецензия на Capital Cities — Solarize (2018)

Capital Cities

Solarize

Рецензия на альбом Пустяки «Не спать» (2018)

Пустяки

Не спать

Рецензия на Arctic Monkeys — Tranquility Base Hotel & Casino (2018)

Arctic Monkeys

Tranquility Base Hotel & Casino

Комментарии: