Сегодня, 30 марта, состоится большой концерт проекта OLIGARKH в столице, где петербургские этно-футуристы представят очередной завораживающий перформанс. Мы побеседовали с участниками трио о национальной идее, эффекте Кулешова, Найке Борзове и RU.TV.
Визуальный материал на ваших концертах – это всегда такой постмодернистский перформанс. Для вас важнее, чтобы аудитория получила целостный образ, впечатление или же разглядела детали «о, это Тарковский, а а это Дзига Вертов»?
Виктор: Это зависит от зрителя, нет ничего плохого, если кто то не узнает отрывки из фильмов, видеохудожник у нас истинный знаток старого кино, так что даже у нас в коллективе не все знают из чего он слагает свои инсталляции. Иногда после выступлений к нам подходят люди и спрашивают «кто делал видео?», мы указываем на Антона и дальше происходят киноведческие викторины, у Антона даже киноклуб свой был.
Антон: Не совсем у меня — я там был один из «кураторов». Делали показы в одном из самых старых кинотеатров Петербурга, крутили всё подряд — трэш, арт-хаус и просто интересно сделанные фильмы. Один раз даже винтажное порно показывали.. Там всякого насмотрелся, расширил кругозор.
А потом оказался на концерте Алека Эмпаера из Atari Teenage Riot: впервые увидел видео-арт собранный из отрывков. Но там всё совсем жёстко: снафф, сатанизм, индастриал.
Мне более важно, как эти разнородные куски собираются в целую картину у зрителей в голове. Знаете про «Эффект Кулешова»?
С помощью своей музыки вы транслируете русский культурный код. Вам не кажется, что в вашей версии образ России – это всегда история о разрушении и забвении?
Антон: Не всегда. Тут довольно широкая гамма: тоска, благодать, экстаз, ностальгия. Хотя много хтонического, иррационального.
Виктор: Мы всегда играем на балансе, а образ России это исключительно потому что мы тут родились и знаем здешний стиль жизни, этот код у нас в корневой папке.
Вы используете для сэмплов народную музыку. Очевидно, что вас она вдохновляет. Но погружаетесь ли вы в этнографический материал?
Виктор: Если можно считать серии первых в мире цветных фотографий дореволюционной Российской Империи Прокудина-Горского, то да, она очень вдохновляет.
Вы рассматриваете свое творчество как часть возрождения национальной идеи?
Виктор: Мы считаем большим успехом, что проект вообще существует. О национальной идее можно говорить только в разрезе романтической неизвестности, есть национальные особенности. Эти особенности мы знакомим с современным стилем. Мы достаточно спокойны по поводу национальных идей, «разговоров о судьбах России» и ультрапатриотизма Первого канала.
Какое для каждого из вас было самое мощное музыкальное впечатление в жизни, то, что вызвало в вас шквал эмоций?
Виктор: The Beatles, Beastie Boys, Scooter, The Prodigy, Enter Shikari, Tyler The Creator.
Антон: KILLL — совершенно феерический коллектив был.
Как вы работаете втроем: пусть в вас горит одна идея, но восприятие каждого индивидуально. Как разрешаете творческие разногласия?
Виктор: Мы разговариваем друг с другом, находим компромисс.
Вы выпустили фиты с Pixelord и ЛЕД9, сделали пару ремиксов на треки Найка Борзова – в курсе ли он, и если да, то как отнесся к идее?
Виктор: Найка Борзова мы встретили на фестивале под Мурманском в знаменитой Териберке, собственно мы выступали на одной сцене, подошли к нему и включили с телефона в наушники, он слушал раздавая автографы и фоткаясь в обнимку с фэнами. Когда он снял наушники и сказал, что у нас сломались наушники, но то что он услышал из одного наушника ему понравилось, и впоследствии мы сделали ещё один ремикс с его голосом и были вместе на его релизе «Кислотный Бог». Вообще, получили много позитивного вайба от общения с ним.
С какими еще музыкантами вам было бы интересно прямо сейчас поработать, записать сингл?
Виктор: Мы думали про IC3PEAK, альбом у них просто потрясный, но только не придумали идею с которой к ним можно будет качественно подкатить.
За последнее время было несколько ярких событий – масленичный опен-эйр, выступление на Киевском вокзале в рамках «Ночи музеев», новогодняя ночь на Тверской, выступление с EIMIC в КЦ «Pluton» … кажется, что вы действительно полюбились столичной публике. В одном из интервью вы говорили, что не можете найти хорошего российского менеджера, который помогал бы вам с организацией мероприятий – он нашелся или это целиком и полностью ваша заслуга?
Виктор: В основном всё сами, иногда знакомые и друзья помогают.
Антон: Кажется, репутация начала работать на нас наконец.
На вас очень интересно смотреть вживую, на чей концерт вы бы сами хотели сходить?
Виктор: Aphex Twin, Justice, это сложный вопрос, никогда не знаешь как играет группа живьём, если есть возможность и желание – надо идти и заценить.
Антон: Я бы на Godspeed you! Black Emperor очень хотел попасть. С 13 лет обожаю. И Nine Inch Nails, разумеется. Их шоу — вышка.
Где вы сейчас черпаете вдохновение?
Виктор: Хорошо стимулируют классные концерты, ещё лучше стимулируют музыкальные каналы такие как RU.TV, посмотришь парочку клипов в столовой и хочется сделать что-то по настоящему стоящее.
Антон: Я в работе ищу вдохновение. Сейчас работаю ещё с несколькими группами довольно известными — хорошие находки переношу в наше шоу.
Вы перед концертом в Москве подарки разыгрывали, а вам что поклонники дарят?
Виктор: Присылают открытки, рисунки, да и когда видишь зал в котором есть классные люди — это главный подарочек.
Чувствуется ли разница между московской и питерской публикой?
Виктор: Разницы уже не ощущается. Подвижные и энергичные – у сцены, остальные – на галерке, вот и всё различие.
Самое важное для поклонников: ближайшее будущее помимо «Дикой Мяты», какие планы на лето в России и за рубежом?
Антон: Есть ещё несколько фестивалей в России и ближнем зарубежье.
Вас принимают на европейских фестивалях, вы были в китайском туре. Русская музыка становится в последние годы абсолютно другой, в ней становится больше самобытности. Для вас самих важнее распространение русской музыки за пределы страны или переосмысление этой же музыки внутри нации?
Виктор: Нам все равно, мы будем там, где нас ждут. Проект не задумывался как экспортный или только для России. Это наше видение такого кибер-фольклора, этно-футуристики. Мы хотим сделать это максимально круто, как бы нам понравилось и воодушевило.
Сермяжное творчество OLIGARKH на Яндекс.Музыке.
Александра Петрикова, Наталья Гудкова.