В прошлые солнечные выходные, 10 и 11 августа, в Санкт-Петербурге на территории пространства «Севкабель Порт» прошёл фестиваль Zavtra, название которого было выбрано не просто так. «Завтра» ждёт нас всех, его нельзя игнорировать. Главная идея фестиваля в том, что никто не должен забывать о своём завтра, ведь мы все живём в одном доме — на планете Земля. Кто, если не мы, будет заботиться о будущем и о том, что нас окружает?
И без того живописное место «Севкабель Порта» уютно украсили гирляндами из ламп, на набережной расположилась ламповая чилаут-зона с мягкими пуфами от партнёра «Prisma», внутри в ангарах можно было найти большой маркет одежды и аксессуаров вместе с фудкортом. Там же на большой стене находилась красочная видео-инсталляция, естественно, на природную тематику. Каждый мог провести время на качелях, при катании на которых прикрепленные сверху крылья начинали махать. Не знаем, что именно закладывалось в основу этой конструкции, но исходя из общей идеологии — похоже, это был наглядный пример того, что каждое наше действие на что-то влияет. Сделай движение — получишь ответный взмах крыла. А если такого смысла там и нет, то в любом случае — это привлекательный аттракцион.
В поддержку общей идеи эко-позитива, на фестивале действовал капшеринг. Довольно популярное явление в Европе добралось и до российских реалий, что не может не радовать. Вместо того, чтобы тратить деньги в барах, покупать выпивку в пластиковых стаканах, выбрасывать их, а затем снова покупать новую тару, достаточно было просто один раз купить напиток в баре, получить многоразовую брендированную кружку и пользоваться ей на протяжении всего фестиваля.
На территорию также можно было прийти со своей бутылкой для воды или стаканом, куда в баре так же просто могли налить любой напиток. Важный бонус в том, что на фестивале стояли кулеры с бесплатной безлимитной питьевой водой от партнёров. Но кажется, что русская аудитория пока не совсем привыкла к такому формату, и всё равно находились умельцы, которые по привычке выбрасывали многоразовый стакан и шли в бар за новым. Однако, в их защиту можно сказать, что пользовались они баками для раздельного сбора мусора с надписью «Пластик». Так что в целом, двигаются в правильном направлении.
Фестиваль стал одним из главных манифесторов чистоты на планете и раздельного сбора мусора, где собрались все неравнодушные к экологии и хорошей музыке зрители. Визуально могло показаться, что людей было не много. Это действительно так: посетителей пришло меньше, чем вмещает главная сцена, и было заметно много свободного пространства даже во время выступления хедлайнеров. По меркам музыкального события — этого мало. Но по меркам аудитории, неравнодушной к экологии и будущему Земли — внушительно много.
Важная составляющая любого массового мероприятия, даже с такой конкретной идеологией — музыка. Лайнап фестиваля состоял в большинстве своем из русских по происхождению артистов, что в очередной раз доказывает: в России много интересной качественной музыки. Хоть многие из них и поют на иностранных языках.
День первый
В первый день главную сцену «Baikal Stage» открыли экспериментаторы All In Orchestra — петербургская группа музыкантов-участников известных коллективов (от Макса Коржа до Manizha), объединенных общей идеей и желанием делать свою уникальную музыку.
Следом на главной сцене появились Sati Ethnica. Неузнаваемая в новом формате Сати Казанова собрала в своем проекте этнических музыкантов. Теперь она сочетает в творчестве восточные нотки, санскритские мантры, древние славянские и адыгские мотивы с лёгким налётом электроники, которая дополняет и освежает общую музыкальную картину. Сложно было поверить, что элегантная девушка в развевающемся длинном красном платье, поющая пронзительным чистым голосом в лучах петербургского солнца — та самая Сати Казанова из группы «Фабрика», что пела «Про любовь, про тебя, про знакомые слова до боли…» на «Фабрике звёзд».
Параллельно Сати на второй сцене в «Морзе» под названием «Arctic Stage», выступили Super Collection Orchestra. Трио мультиинструменталистов из Санкт-Петербурга собрало на площадке совершенно разнообразную публику и столь же разнообразные отзывы. Следом за ними вышла петербурженка Тося Чайкина. Пожалуй, самая неожиданная и быстро меняющаяся артистка, которая стремительно быстро ворвалась во все летние лайнапы, побывала в телевизоре на «Песнях» и собрала в «Морзе» много ценителей сильного вокала и цепляющих текстов.
Одновременно с Тосей на главной сцене играли танцевальные Меджикул и казалось, что на них публика наконец-то оживилась и задвигалась в ритме фанка. Известные «Митхун Чакраборти» и «О, Марфа!» окончательно раскрепостили зрителей и заставили плясать даже на неудобном крупном щебне, которым была покрыта площадка. Спотыкаясь, раскидывая вокруг себя камни, но люди танцевали!
день первый. фото — Елизавета Шишлина
Первым иностранным гостем стал Ришар Бона. Обладатель «Грэмми», виртуоз и один из самых востребованных музыкантов своего поколения, в своем творчестве затрагивает различные международные проблемы, на которые считает важным обратить внимание. Ришар выглядел очень бодрым, довольным и открытым. Взамен на это зрители ответили ему большим теплом и искренними танцами. Бона признался, что не был в России с 2008 года и очень рад вернуться снова. Среди людей были даже те, кто ходил на его концерт более 10 лет назад.
Следом за ним на сцену вышел Иван Дорн со своей специальной и редкой программой «Jazzy Funky Dorn». Главный экосексуал музыкального мира совсем недавно совершил своеобразный «каминг-аут», где признался в любви к Земле и, кажется, идеально вписался в творческий и идеологический формат события. Закономерно, как хедлайнер первого дня, Дорн собрал больше всего зрителей. Оживилась даже, так называемая, «вип-трибуна», не самая удобная по расположению и пустующая весь фестиваль.
Артист собрал на сцене разноформатных музыкантов и создал необычное сочетание инструментов: скрипки, виолончель, духовые, электрические гитары и барабанная установка. И весь этот музыкальный винегрет, основанный на известных треках Ивана, был приправлен сочным соусом из чудесных танцев самого артиста, без которых не обходится ни одно выступление. Танцы — узнаваемый элемент и фирменный стиль самого Дорна. Можно сколько угодно менять форматы, сочинять новую музыку, изменять аранжировки своих же песен до неузнаваемости, но танцы — то, что было с Дорном всегда.
Музыка — важная часть любого летнего мероприятия и можно бесконечно долго рассказывать про выступления всех артистов. Но кажется, в случае с Zavtra, гораздо важнее — идея и манифест. Музыка лишь привлекает аудиторию и помогает обратить внимание на важные для экологии проблемы.
День второй
Если в первый день фестиваля жителей Петербурга радовала солнечная погода, то второй прошел под знаменем «Яндекс.Погода опять всех обманула». Обещанные +21, солнечно, без осадков обернулись дождем. Благо не таким сильным, чтобы провести воскресный день дома.
Организованный лекторий на тему экологии действовал на территории «Севкабель Порт» с 11 утра. Концертная программа, если верить расписанию, начала свою работу с 15 часов: On Robot, All In Orchestra, Gayana, Dizzy Dutch Duck послушать не удалось, но хочется верить, что этим музыкальным коллективам удалось настроить первых посетителей на правильную волну.
день второй. фото — Kerrin Key
Ближе к вечеру площадка Севкабеля начала стремительно заполняться. И пока Муся Тотибадзе в голубом платье подметала сцену «Морзе», на главной площадке под открытым небом выступал лаундж-коллектив Triangle Sun. Неплохая подача, космические композиции, в целом не хватило именно живого звучания. Да, это электроника, ждать гитары и клавиши может и не следовало. Ударная установка, впрочем, была и возможно, для середины фестиваля достаточно и этого.
Несмотря на то, что основным хедлайнером была заявлена французская певица Zaz, одеяло на себя в этот день перетянула российская группа Therr Maitz. Вопреки стандартной задержки выступления и накрапывающего с неба дождя-спрея, музыка инди-коллектива вызвала целый спектр эмоций: начиная от звукового экстаза и заканчивая визуальной эстетикой.
Therr Maitz собрали слушателей не только у сцены: своеобразные фанаты появились в здании справа от площадки. Из окна второго этажа под ритмы музыки раскачивалась пятая точка какой-то полуголой девицы. Если в начале ее заметили немногие, то к концу сета, взгляды слушателей были направлены далеко не на сцену. Композиции, разбавленные шутливыми вставками и ироничными подколами от Антона Беляева просто не смогли заставить слушателя укрыться под крышей «Морзе», где в это время выступали Long Arm & Ruslan Gadzhimuradov со своим электроник джазом.
После большого сольного стендапа Антона Беляева, сцена «Baikal Stage» временно опустела, в то время как в «Морзе» выступали мастера абсурдных формулировок из серии: «Любовь бывает мокрая и сухая» группа Kenako. Музыка этого коллектива из восьми человек своим звучанием напоминает экспериментальную какофонию. Хаотичное сочетание звуков вызвало в памяти передачу «В мире животных»: казалось, что сейчас по сцене начнут скакать мартышки, а из-за кулис выведут слона, чтобы тот трубил в хобот в качестве дополнения к музыкальным инструментам. Несмотря на партитуры у саксофонистов, было подозрение, что парни просто импровизируют, причем не очень хорошо. Охарактеризовать этих странных ребят можно двумя словами: испанский стыд. Выступают они, а неловко почему-то тебе. Дольше 15 минут этот бред слушать невозможно, по крайней мере без смеха. Отбрасывая категоричность, стоит отметить, что некоторым вполне зашло. На вкус и цвет, как говорится.
Хедлайнер фестиваля, французская поп-певица, Zaz вышла на сцену на полчаса позже заявленного. В тот момент, когда шею и спину сводит от томительного ожидания, а в мысли закрадывается сомнение: стоит ли игра свеч? В перерывах между песнями, девушка беседовала на французском, по всей видимости сама с собой, потому что хоть это и Петербург, язык любви тут знают далеко не все. Тем не менее, певица подготовилась и даже смогла произнести полноценные фразы на русском: не просто «привет» и «спасибо», но что-то вроде: «Дети – это наше будущее!» На прекрасной ноте про цветы жизни, часть людей двинулась в сторону дома. На сегодня, пожалуй, хватит. А что будет завтра? Это зависит от каждого из нас.