Что бы ни говорили о России зарубежные политические обозреватели, если вообще говорят, музыканты как приезжали сюда с концертами, так и продолжают приезжать. И даже записывают альбомы. Далеко за примером ходить не надо. Вот, к примеру, Tricky.
Один из «отцов-основателей» трип-хопа и «бристольского саунда» не раз признавался в своей любви к нашей стране и довольно часто посещал Россию с концертами за последние годы. Разумеется, возможности приехать с парой выступлений в поддержку своего нового альбома «Ununiform» Tricky тоже не упустил. Тем более что некоторые треки были записаны в Москве, а не в Берлине, как большая часть релиза.
Говоря о своей музыке, сам Tricky избегает термина «трип-хоп» и предпочитает простое и ни в чем его не ограничивающее Tricky-music. Возможно, критики бы с ним не согласились, ведь им всё подавай рамки да ограничения. Зато зрители, пожелавшие просто услышать и увидеть вживую легендарного британского трип-хопера, пришли вечером 9 марта в клуб ZAL, и их не остановил даже сильный, порывистый ветер, гулявший по улицам Санкт-Петербурга. В Москве артист выступил на следующий день, 10 марта.
Никакого разогрева для Tricky не понадобилось – люди и так пританцовывали под электронную музыку, звучащую из колонок, и терпеливо ждали его появления. Ни в самом начале сета, ни на его протяжении в зале не наблюдалось какого-либо кипиша: поклонники спокойно ждали любимого исполнителя, а потом активно подбадривали его криками и аплодисментами. В социальных же сетях гадали, какой сет-лист Tricky привезет с собой? Будет ли в нём девять песен, как в американской части тура, или всё-таки побольше?
Оказалось, что больше. И это уж точно – к счастью. Субботним вечером Tricky позволил музыке говорить от своего имени. Он мало общался с публикой сам, лишь изредка (но зато, кажется, искренне) благодарил их за… за всё, наверное. За то, что пришли. За то, что продолжают выбирать его музыку снова и снова. За любовь, на которую российский зритель щедр, как никто. В ответ своим поклонникам, собравшимся в ZAL и ГЛАВCLUB, Tricky преподнес лучший подарок их возможных – музыку. Завораживающую, мелодичную, искреннюю. Музыку, действующую на людей гипнотически, как мелодии факира действуют на змей.
Где-то к середине сета многие стали осознавать, что и сами загипнотизированы мелодиями и ярко выраженной ритм-секцией, выделяющейся на фоне электронных сэмплов. Заворожены голосом Марты и манерой исполнения Tricky, который то шепчет в микрофон, то вскрикивает. И двигается, двигается рвано и нервно, не позволяя отвести взгляда от его фигуры в темном – то алом, то синем – сценическом свете.
Выступление Tricky – о музыке, а не о разговорах, которые любят вести исполнители в перерывах между песнями. Его песни похожи на заклинания, сопровождаемые колдовским ритуалом хождений по сцене, разворотов спиной к почтенной публике и резких движений, по своему эффекту похожих больше на щелчок перед носом задумавшегося человека – вот зритель, завороженный, смотришь на сцену, а Tricky дергается в сторону, и этим выводит из транса. Основную вокальную партию взяла на себя вокалистка Марта. Её волшебный голос идеально дополнял космическую музыку Tricky.
И, наверное, даже хорошо, что на сцене не было яркого света, а звукорежиссер выделил ритм-секцию сильнее, чем мы привыкли слышать. Отсутствие световых изысков и ярких вспышек только сильнее погружало в атмосферу той музыкальной магии, что творилась прямо на глазах. На питерский холод многие вышли несколько оглушенные и бесконечно довольные хорошо проведенным вечером. Не все станут после такого поклонниками трип-хопа, однако расширять границы музыкального сознания порой весьма полезно. Ведь у хорошей музыки, на самом-то деле, нет стилистических ограничений.
Как и каких-либо ограничений вообще. Ведь музыка делает всех нас свободными.
Текст: Елена Павлова
Санкт-Петербург. Фото: Елизавета Шишлина