.

28.09.2019

Как прошёл Station Narva 2019 — фестиваль на самом краю Европы

Уже второй год подряд в Нарве проходит фестиваль Station Narva, собирающий в своём лайнапе целый ряд интересных артистов. Приграничный город, до которого можно дойти из России пешком, на первый взгляд не привлекает внимания. Но на два дня в сентябре Нарва превратилась в настоящий праздник музыки и культуры, по атмосфере способный составить конкуренцию крупным европейским фестивалям. Всего на Station Narva собралось более 3000 человек, половина из них приехали из других городов и стран.

В прошлом году я посетил Нарву ради выступления хедлайнеров Echo and the Bunnymen, и тогда сразу же решил, что хочу вернуться; настолько манила возможность погрузиться в настоящую фестивальную атмосферу, едва покинув страну. Однако в этом году фестиваль превзошёл сам себя и стал чем-то действительно уникальным.

Station Narva не похож на фестиваль в классическом понимании — места его проведения раскиданы по всему городу, а помимо музыки программа включает множество других мероприятий. Например, открытием Station Narva стала премьера документального спектакля «Lõhe / Разлом». Также программа фестиваля включала в себя бизнес-форум, мастер-классы, арт-инсталляцию и многое другое, однако мы решили сконцентрироваться на музыке. Впрочем, и с ней всё было крайне разнообразно и нестандартно.

В этом году Station Narva решила совсем отказаться от открытых сцен, полностью переехав в театральный центр Vaba Lava — как оказалось в связи с погодой, это решение было правильным. В двух залах пространства выступило 13 артистов, многие из которых отбирались в лайнап через небезызвестный шоукейс-фестиваль Tallinn Music Week, поэтому выступающим было, чем удивить.

Всех, к сожалению, послушать не удалось. Из-за того, что музыкальная программа шла параллельно, нам пришлось уделить меньше внимания нижней площадке. Однако мы не можем не отметить музыкантов, которые даже при беглом прослушивании привлекли наше внимание — финский поп-рэп дуэт Sofa и эстонскую R&B-принцессу Yasmyn.

Station Narva 2018 включала выступления множества российских артистов, однако на этот раз организаторы решили ограничиться лишь несколькими. Например, честь открывать фестиваль досталась петербургским шугейзерам Blankenberge. Группу, которую ты уже несколько раз наблюдал на различных фестивалях в родном городе, было непривычно видеть при хоть и в основном русскоязычной, но иностранной толпе. Стоит признать, что приняли их очень даже прилично.

Первым артистом, привезённым на фестиваль издалека, стала швейцарская электронная дива непальского происхождения Айша Деви. «Эфирный рейв» артистки вкупе с её гипнотизирующим вокалом малопонятен тем, кто не увлекается электронной музыкой, однако она полностью справилась со своей задачей — ввести публику в своего рода транс и настроить на нужную атмосферу.

Атмосфера эта продолжилась с началом следующего сета — на заполненной дымом сцене появились хедлайнеры фестиваля Gus Gus. Уже практически ставшие культовыми исландский дуэт стал самой известной группой, выступающей на фестивале. Это было заметно и по количеству пришедших на них людей.

Толпа начала двигаться с первых нот открывающей сет песни «Featherlight», но на втором же треке началось полное безумие — это место в сетлисте занимает главный хит группы «Arabian Horse». Вкупе со специальным световым шоу и вокалом Даниэля Аугуста с этого момента всё выступление дуэта осталось в памяти как одна большая вспышка восторга, не отпускавшая вплоть до конца шоу.

Несмотря на статус Gus Gus и то, что они были заявлены хедлайнерами, для многих самое яркое воспоминание первого дня точно было другим. Вслед за именитыми исландцами на сцене появился Nublu, местная звезда мамбл-рэпа. Практически сразу же, третьим треком артист исполнил свой последний хит «für Oksana». Песня, в которой артист виртуозно переходит с эстонского на русский и обратно прямо посреди строчек, посвящена Нарве, поэтому у неё не было возможности не взорвать толпу.

Эстонцы подпевали текстам Nublu во весь голос большую часть концерта, но когда он вышел с «Оксаной» на бис, к ним присоединилась остальная часть толпы — кажется, даже те, кто слышал рэпера впервые. Выступление было коротким, но за это время зал успел получить энергетику, которой не могут похвастать даже многие мировые звёзды рэпа.

Ночная часть Station Narva проходила в небольшом городском клубе Ro-Ro, находящемся на самом берегу Нарвы и предназначенном для небольших концертов. Горящая бочка во дворе, винтажные афиши с ценами в эстонских кронах и вездесущие ковры — стоит ли говорить об уникальности атмосферы этого места? Тем более, когда в него одновременно попадает несколько сотен наполненных духом фестиваля людей.

Если дневная программа была в основном электронной, то ночью всё изменилось и на сцену выходили в основном гитарные группы. Открывала её таллинская группа Keetai, играющая смесь индастриала и нойз-рока. Музыкантам не очень повезло с аудиторией, и если меня дребезжащие гитары заставляли двигаться, то большая часть людей наблюдала выступление сидя; к этому располагал и ковёр на полу зала.

Кому в итоге удалось растрясти нарвскую ночную публику, ещё с прошлого фестиваля запомнившуюся мне как одна из самых спокойных, так это японским гитарным экспериментальщикам Moja. Имея в арсенале только бас-гитару и барабаны, музыканты смогли дать настоящее гитарное шоу — они смогли заставить зрителей не просто встать, но и организовать мошпит и краудсёрфинг.

Второй день Station Narva для нас должен был начаться с выступления проекта Евгения Горбунова «Интурист», у которого было заявлено целых два концерта: первый — на одной из городских сцен в «Доме Свободного Творчества», второй — в уже знакомом нам Vaba Lava. К сожалению, Евгений не успел получить визу и не смог приехать на фестиваль.

Зато приехала остальная часть группы. Бас-гитарист Дима Мидборн, которого многие могут знать по группе On-The-Go, вместе с саксофонистом исполнил в уникальных аранжировках свои сольные песни, а также несколько интерпретаций треков «Интуриста». Зрители остались довольны, но даже не представляли, что являются свидетелями такого спонтанного и уникального шоу.

Бесспорно, самая интересная часть фестиваля прошла в месте, которое называют «Нарвской Венецией». Дачный посёлок на каналах Нарвского водохранилища находится на самой окраине Нарвы, так что вряд ли бы мы могли набрести на это место помимо фестиваля. Сцену поставили на кусочке суши прямо посреди множества лодочных стоянок. Нельзя не упомянуть местных жительниц, расположившихся неподалеку — у них такое событие впервые, поэтому они подготовились: поставили стол и угощали посетителей собственно-выращенными овощами. Едва ли вы сможете представить более аутентичное место для выступления.

Там решили организовать сайд-ивент, посвящённый климатической забастовке — движению против глобального потепления. Конечно же, настолько активная группа, как хедлайнеры второго дня Asian Dub Foundation, не могла в этом не поучаствовать; вечером они должны были отыграть полноценный хедлайн-сет в Vaba Lava, а для «Венеции» подготовили специальную инструментальную программу. Удалась и забастовка: у сцены можно было увидеть много людей с баннерами против глобального потепления.

Чего вы точно не найдёт в расписании обычного европейского фестиваля, так это классического концерта в церкви. В зале «Ремтер» средневекового Нарвского замка выступил самый известный представитель русской нео-классики Кирилл Рихтер. Свободных мест в зале, кажется, не было совсем. Нарва встретила композитора и его «Рихтер трио» очень тепло, и концерт продлился даже дольше положенного. После бурных оваций композитор исполнил на бис целых пять композиций.

На основную программу в Vaba Lava мы успели к сету Димы Мидборна, о котором рассказывали выше. Вслед за ним вышла группа Hatari — антигерои последнего «Евровидения», описывающие себя как «арт-БДСМ группировка». Кажется, для описания происходящего в русском языке и существует слово «перформанс».

Для того, чтобы сконцентрировать на себе внимание всего зала, исландцам достаточно было просто выйти на сцену; одетые в латексные бондажи с шипами с ног до головы молодые люди сразу же произвели впечатление. В толпе даже нашлись люди, помнящие наизусть тексты группы на исландском.

Конечно же, как и на «Евровидении», не обошлось без лозунгов. Со сцены прозвучал антикапиталистический манифест на эстонском, для которого, как позднее рассказали участники группы, им пришлось специально брать уроки языка. Час индастриал-техно, которое в сочетании с хоть и незнакомыми, но всё равно пугающими текстами не давал ни единого шанса отвлечься от происходящего на сцене.

На выступление хедлайнеров вечера Asian Dub Foundation собралось не так много людей, однако группу это не волновало совсем. Подачи музыкантов оказалось достаточно, чтобы микс из панка, даба, рэгги и индийской музыки перенёс зал из приграничного города на танцпол лондонского андеграунд-клуба начала нулевых годов.

Практический в самом начале прозвучала «Flyover», припев которой кричал весь зал. Создавалось наивное ощущение, что собравшиеся — действительно единомышленники группы, а не просто люди, пришедшие потусить или послушать «ту самую песню из Fifa». Группе удалось раскачать зал настолько, что они вышли на бис два раза: с инструментальной программой и с боевиками вроде всем известно «Fortress Europe».

Во второй день ночной Ro-Ro был заполнен ещё сильнее, и выступление эстонских пост-рокеров Kaschalot мне пришлось слушать практически из коридора. Впрочем, и толпа была в разы активнее, так что энергетика происходящего доходила даже дальше конца зала.

Закрывающим актом всего фестиваля стало выступление финского итало-диско дуэта PEU, который смог уместить на небольшой сцене Ro-Ro сразу пять синтезаторов. Впрочем, великолепие музыки отошло на второй план, когда вокалист группы Тэму Кейстри начал петь. Несмотря на цветастый костюм и шляпу, банальные сравнения с эпохой восьмидесятых тоже исчезли из головы. Всё, что осталось — восхищение пронзительностью вокала и экспрессивностью подачи артиста. Даже после конца выступления толпа не перестала скандировать название родного для группы города Эспоо.

Когда фестиваль официально закончился и публика начала выходить из клуба, толпу попросили не расходиться, ведь посетителей ждал ещё один сюрприз — барабанно-огненное шоу от владельца Ro-Ro Романа Бойко и его друзей. Представление, происходящее на берегу реки Нарвы прямо напротив России, стало безусловно ярким завершением и перебивалось беспорядочным потоком впечатлений о том, как прошли два дня фестиваля.

Station Narva, на первый взгляд кажущийся просто отличным завершением для лета музыки и путешествий, обернулся намного более сильными ощущениями, чем от обычного небольшого фестиваля. В оригинальности подхода и разноплановости Нарва может смело дать фору многим крупнейшим фестивалям Европы. Облик мероприятия, как и всего города, меняется прямо у нас на глазах, и выпавшая мне возможность стать частью подобного праздника культуры — это что-то действительно особенное.

NARVA
все фото

Комментарии: