.

20.06.2019

Сгоняли на финский Sideways — делимся впечатлениями

Финляндия богата на фестивали — в стране проходят масштабные мероприятия для фанатов любых жанров: и рэпа, и рока, и поп-музыки, и электроники. Однако в случае с более разноплановыми ивентами многим приходится ограничиваться лишь «Flow Festival». И даже не все жители Хельсинки знают, что каждый год в начале лета у них в городе проводится небольшой, но от этого не менее интересный «Sideways».

В первых числах июня фестиваль на три дня занимает территорию «Nordis», которая в том числе включает в себя «Helsingin Jäähalli» — одну из крупнейших спортивных и концертных площадок столицы. Более 60 артистов выступают на шести сценах, располагающихся как внутри здания ледового дворца, так и на прилегающей местности.

День первый

Огромную часть программы фестиваля (особенно в начале дня) занимают финские артисты, часто исполняющие музыку на родном языке, про их выступления я рассказывать не буду. Однако, интересующимся советую записать следующие имена: Onni Boi, Chisu, Ibe, Waste of Space Orchestra.

По-настоящему фестиваль начался для меня с выступления американского артиста Курта Вайла с его бессменной группой The Violators. По атмосфере его сет получился очень мягким и непринуждённым — именно тем, что хочется слушать в середине солнечного дня, когда у сцены ещё не собралась толпа фанатов.

Несомненным плюсом небольших фестивалей является почти полное отсутствие «клашей» привозных звёзд — скорее всего, вы успеете послушать всех интересных вам артистов. Но бывают и исключения: например, в первый день на трёх разных сценах в одно время выступали сразу три интересных британских акта — панки Idles, споукен-ворд артистка Кейт Темпест и электронный продюсер Forest Swords.

Мой выбор пал на панк-рокеров, и оно однозначно оказался правильным — сет Idles однозначно стал ярчайшим хайлайтом первого дня, а то и всего фестиваля. Группа выдала первоклассное рок-шоу, переполненное энергетикой, и публика ответила им тем же. В мош-пите почти не было места, а гитаристы Марк Боуэн и Ли Кирнан сыграли из толпы чуть ли не половину песен.

Сразу после Idles началось выступление хедлайнера дня, культового рэп-героя девяностых и нулевых годов Nas. Как и ожидалось, артист представил каноничное хип-хоп шоу, которое можно ставить в пример всем модным фрешменам: ни одной строчки не прозвучало в записи — то, что сам Насир пропускал, подхватывали его барабанщик и диджей, также являющиеся бэк-вокалистами.

Конечно же, не обошлось без «N.Y. State of Mind», «The World Is Yours», «It Ain’t Hard to Tell» и других уже ставших классикой хитов артиста. Собравшаяся толпа, как положено на рэп-концертах, мерно покачивала руками, однако вместе с артистом зачитывала все тексты песен наизусть.

Закрыли второй день японские пост-рокеры Kikagaku Moyo, с которым российской публике ещё только предстоит познакомиться на фестивале «Боль». Как и практически любые музыканты из Страны восходящего солнца, они не сдерживают себя в рамках жанра — это видно даже по набору используемых ими инструментов. Атмосферу выступлению группы добавляли интересные световые решения и то, что оно происходило на сцене «Basement», буквально находящейся под землёй.


видео издания Feat

Второй день

Во второй день фестиваля интересные привозные артисты выступали почти с самого начала. Я подъехал в «Nordis» к пяти часам на выступление Snail Mail — проекта Линдси Джордан, которую «Pitchfork» описал в 2017 году как «самую умную подростковую инди-рокершу».

С тех пор артистка успела вырасти и набрать популярность, однако неизменным осталось одно — меланхоличное настроение песен, которое передалось толпе с первых нот её выступления. Прочувствовала это и сама Линдси — ближе к концу выступления она разражалась словами благодарности практически после каждой песни.

Несмотря на то, что в даты «Sideways» проходил ещё один фестиваль — суперзвёздный «Rockfest Helsinki» — на нём всё равно нашлось много длинноволосых фанатов рок-музыки. Все они собрались у сцены «Black Box» на выступлении британцев Uncle Acid & the Deadbeats — группы, крайне удачно сочетающей наследие Black Sabbath и The Stooges.

Праздник гитарной музыки сразу же продолжился выступлением других британцев — Black Midi. Несмотря на то, что на данный момент у группы есть всего две выпущенных песни, ещё до их выхода их уже успели забукировать на множество фестивалей по всей Европе и даже в России (ловите их на той же «Боли»).

До недавнего времени их музыку можно было услышать только в 25-минутной записи выступления на радиостанции «KEXP», однако этого было достаточно, чтобы впечатлить множество фанатов нойз-рока по всему миру. Звучанием вживую они не разочаровали, однако, кажется, двигаться на сцене и взаимодействовать с толпой музыканты пока не научились.

К этому моменту толпа уже начала собираться у главной сцены, чтобы послушать хедлайнеров дня — культовых британских рокеров Suede, единственной ныне активной группы «большой четвёрки бритпопа». Творчество их, в большинстве своём, в силу возраста прошло мимо меня. А наблюдать за выступлениями культовых групп, не являясь фаатом, как известно, ещё интереснее.

Концерты групп, давно прошедших пик своей популярности, часто бывают не такими захватывающими, как хотелось бы, однако к Suede это не относится. Музыканты, возраст которых, уже перевалил за 50, выдали невероятно живое шоу, коим не могут похвастаться даже многие молодые артисты.

Группа начала с новых песен, однако третьей сыграла классическую «We Are the Pigs» — с этого момента я почувствовал себя не на небольшом фестивале в Хельсинки в наше время, а на британском стадионном концерте в середине девяностых, которые ранее мог видеть только в записи.

«Подпевайте так сильно, как можете. А если не помните слов, хлопайте так сильно, как можете», — так завещал Бретт Андерсон, и у фанатов прекрасно получилось этому совету последовать. Публика помнила тексты почти всех песен группы, однако под конец сета классическим «Beautiful Ones», «Animal Nitrate» и «She’s In Fashion» подпевал, кажется, буквально каждый зритель.


на сцене Snail Mail, видео — jkntrimmed

День третий

Многие думают, что в начале дня на фестивале выступают только молодые начинающие музыканты, однако это не так. Доказательством тому стало выступление французских пионеров прог-рока Magma на сцене Black Box. За плечами у группы — 50 лет карьеры, 14 альбомов и даже собственный музыкальный жанр «zeuhl».

Честь выступать на главной сцене перед хедлайнерами в завершающий день фестиваля выпала американскому рэперу Дэнни Брауну. Пересмотрев множество выступлений артиста в записи, я ожидал крайне зажигательного и энергичного лайва. Тем сильнее было моё удивление тому, когда выступление началось очень спокойно

Но ближе к середине сета к сцене подошло больше людей, и толпа начала развела мошпит даже больше, чем на выступавших в первый день Idles. Это повлияло и на самого артиста, и теперь я наконец прочувствовал то, что столько раз видел на «YouTube». Несмотря на столь прекрасную атмосферу, у артиста не был готов часовой сет, поэтому он ушёл со сцены раньше, оставив «отдуваться» своего диджея.

Выбор третьего хедлайнера был крайне неординарным — фестиваль закрывали британские инди-электронщики Hot Chip, сильно уступающие по популярности культовым артистам, возглавлявшим программы предыдущих дней. Тем интереснее было посмотреть, как они проявят себя в качестве главных звёзд.

Конечно же, это повлияло и на собравшуюся толпу — на выступление Hot Chip пришло посмотреть намного меньше людей. Но в итоге ни это, ни начавшийся в середине выступления небольшой дождь не помешали публике танцевать как в последний раз под лучшие хиты группы, отправляющие слушателя в атмосферу лондонского танцпола конца нулевых годов.

Стоит отметить очевидный, но не менее важный плюс небольших фестивалей — даже прийдя к самому началу выступления, вы сможете увидеть артистов своими глазами, а не довольствоваться изображением на экране с расстояния в сотню метров. Вполне внушительные 15000 посетителей были распределены по шести сценам, что убирало ощущение толпы и создавало более интимную атмосферу.

Если вас привлекает состав артистов и формат фестиваля, советуем поехать на всём известный Flow. Из более удалённых вариантов — испанская Primavera, на который в этом году можно было услышать почти все большие имена с Sideways.

Комментарии: