Наблюдать за становлением группы Shortparis уже не как музыкальной единицы, а как элемента современного искусства — крайне увлекательное занятие. Любой элемент их жизнедеятельности — перформанс. Выпуск масштабных серьезных музыкальных видео, активно резонирующих с событиями в стране, выступление на федеральном телевидении с участием безликих людей в жилетах дорожных рабочих, даже каждая фотосессия — везде концепт, своя форма и идея. Что уж говорить о живых выступлениях? Это самое широкое поле для маневра. Минное поле. Поле боя.
Казалось еще вчера (на самом деле в последние дни весны) ребята дали громкий солдаутный концерт на самой большой клубной площадке Петербурга «A2 Green Concert», сопровождавшийся массовой истерией, нервами и прыжком выше головы. Буквально в тот же миг, на волне восторга и нарциссизма, был анонсирован сольный концерт «на стадионе» и билеты пулей улетели в продажу.
Спорткомплекс «Юбилейный» стадионом назвать можно весьма с натяжкой. Анонсы, что Shortparis собирают свой первый стадион — не что иное, как маркетинговый маневр для красного словца и привлечения внимания, создавая уникальность событию. Площадка большая, но имеет место быть ей лишь за неимением другой.
Немного грустно признавать, но заполняемость «Юбилейного» оставила желать лучшего. А вот организация пространства — наоборот. Расположившаяся в центре комплекса сцена с двумя выстреливающими из нее радиусами в виде подиумов — демонстрация роста собственного эго и пространство для самых смелых сценических идей, коих от Shortparis, собственно, и ждешь. Отличный обзор из любой точки и подогретый интерес жадной публики, наблюдающей как в разных частях зала неожиданно загорается прожектор.
Нетипичный для мероприятия такого жанра разогрев в лице двух оперных певцов, исполнивших партии о русской тоске, создает нужный психологический настрой. Эксперименты на этом только начинаются.
Форма танцевального сопровождения на этот раз представлена солдатами, чьи движения больше похожи на элементы драки в противовес сексуально-змеиным извиваниям солиста Николая. С другой стороны — краснознаменцы, яростно и страстно размахивающие флагами цвета крови. Шоу полностью раскрашено в красный: от флагов и костюма солиста Комягина до цвета волос ударника Холодкова. Концепт соблюден на 100% и создает ощущение целостности, но незавершенности. Как будто где-то в будущем грядет большой взрыв.
Далекое от стандарта расположение сцены и элементов шоу, разбросанных по залу, нарушает зону комфорта зрителя, вселяя в них неуверенность в дальнейшем, в то же время сопровождаемую животным возбуждением. Зритель обезоружен и готов на все. Все происходящее сводится к одной стороне медали, к истине в последней инстанции. Группа очень умело начала этим пользоваться.
Если бы Shortparis стояли у истоков революции (а временами во время концерта кажется, что так оно и есть) тысячи людей под гипнозом и предводительством шамана Комягина, несущего красное знамя, смогли бы невозможное. Все действие — это игра на ассоциациях и первобытных инстинктах. Магический, тягучий вокал местами теряет свою форму, трансформируясь в визг. Грубые ударные поддерживают ритм этого театрального действия, сохраняя бунтарский дух и синхронизируясь с сердцебиением толпы. Арт-перформанс перетекает в бурю в стакане, яркую и эстетическую.
Стоит сказать, что группа на арене «Юбилейного» смотрится и чувствует себя в разы увереннее, чем в свое время в «А2». За этот короткий период они осознали свое влияние на современную отечественную культуру в актуальных остросоциальных реалиях, поняли, как можно управлять этим и в каком направлении двигаться дальше. Тонкая тревога за родину и искусная ходьба по грани трансформировались в политические выпады, острое разграничение плохого и хорошего и воинственный революционный дух. Протест ради протеста. Идея, далекая от реальности. Марш в неизвестном направлении на фоне кромешной тьмы.
Но если абстрагироваться, все это накладывается на действительно потрясающую, сложную, взрослую музыку, потенциал которой наилучшим образом раскрывается в громких живых выступлениях, которые в миг способны перевернуть представление о творчестве группы. Когда-то давно в одном из интервью музыканты сказали «Дайте нам стадион, мы его заставим войти в транс». Что ж, ребята, у вас получилось. Shortparis, вы все равно лучшие, только забудьте об этом.