15 июня 1989 на независимом лейбле Sub Pop была выпущена дебютная пластинка группы Nirvana «Bleach». Сегодня этому альбому исполняется ровно 25 лет! В связи с этим событием мы подготовили несколько интересных фактов о Bleach, а также дали слово российским представителям альтернативной сцены и администратору самого крупного сообщества Nirvana.
Поначалу диск не пользовался особой популярность, но после ошеломляющего успеха с последующим альбомом Nevermind, дебютник получил статус платинового.
Альбом Bleach был записан всего за 606 долларов и 17 центов, а его тираж достиг 350 тысяч экземпляров.
Так как Дейв Грол пришел в группу только в 1990 году, почти все барабанные партии записывались Чэдом Ченнингом (позже играл в Before Cars) за исключением трех песен (Floyd the Barber, Paper Cuts, Downer), которые чуть ранее легли на плечи Дейла Кровера.
Название Bleach прикрепилось к пластинке после случая, когда Курт Кобейн увидел постер с призывом дезинфицировать иглы в качестве профилактики СПИДа у наркоманов.
Поначалу Кобейн не хотел включать песню About a Girl в финальный треклист. Он считал, что поп-баллада о любви не будет сочетаться с гранжевым саундом пластинки. В итоге About a Girl стал одним из самых популярных треков, а после выхода акустического MTV Unplugged пережил «второе рождение».
После выхода первого сингла Love Buzz, Кобейн лично отвез его на студенческую радиостанцию KCMU. Прождав весь день с включенным радио в машине, он не выдержал и позвонил в прямой эфир с просьбой поставить свою собственную песню.
«С альбома «Bleach» было мое знакомство с группой Nirvana. Тогда уже вышел альбом «Nevermind». Но в ларьке был только эта пластинка. Я видел по кабельному вещанию спутниковых каналов, что происходит что-то новое и это новое связано с группой Nirvana. Собрав все карманные деньги, я смело потратил на кассету Nirvana «Bleach». Заслушал ее до дыр. Постоянно приходилось перематывать в начало, так как на другой стороне этой кассеты была записана группа Scorpions со сборником баллад. Уже тогда было не понятно, какому идиоту пришло в голову сделать такой сплит. Может быть людям, которые записывали кассеты просто насрать на слушателя. «Bleach» — это было то, что нужно моему поколению: атональные мелодии, хаотичные гитарные запилы и крик, доходящий до истерики. В этой музыке не было никаких мачо-мотивов, свойственных всякого рода металлическим группам, популярным в то время. Это было очень лично и очень круто. Чтобы понять что такое гранж, нужно послушать альбом «Bleach». Никогда не понимал, почему гранжем называют группы типа Pearl Jam или Alice in Chains. В общем альбом «Bleach» — это отличная музыка для протеста и вызова самому себе, чтобы оставить школьные и домашние сю-сю-сю, чтобы немного отстраниться от серой массы и немного порезвиться. Но главное случайно не разбить себе голову об стену.»
— Алексей Зверьков, группа «Морэ&Рэльсы»
«Bleach для меня самый любимый и чистый альбом Nirvana. Альбом практически полностью выдержан в стиле гранж. В этом альбоме мы полностью чувствуем самую настоящую «Нирвану»: великолепный вокал Курта и тяжелое звучание держит в напряжение весь альбом, но и великолепная About a Girl позволяет немного перевести дух и расслабится. По словам многих звезд шоу-бизнеса для них Bleach это самый откровенный и любимый альбом, в том числе для Дэйва Грола (Грол не принимал участия в записи альбома, пришел в группу в 1990, а альбом выпущен в 1989).»
— Марат Измайлов, администратор самого крупного паблика о Nirvana «вКонтакте»
“Bleach” я впервые услышал в 8 лет, когда открывал для себя Нирвану, после чего музыка засосала. Я ни слова не понимал из их песен, но сила возникавших тогда эмоций заставляла затирать кассетную пленку до дыр. Тогда меня еще не интересовало, благодаря кому и чему произошла эта музыка, она просто была для меня отличным дополнением к не всегда справедливой реальности. Сейчас сложно вспомнить свои первые ощущения от прослушивания “Bleach”, но он определенно показался мне не менее экспрессивным и искренним, чем другие их альбомы. В нем чувствовалась вся сила юношеского максимализма, что-то агрессивносентиментальное и прекраснобезобразное. Каждый трек казался чем-то отдельным, чем-то особенным, с разным вокалом и подачей. Здорово, что прослушивая его сейчас, появляются такие же эмоции как и тогда.»
— Максим Хоробрых, группа «Koala Kamaji»
«Когда в 1989 году вышел дебютник неизвестной группы Nirvana, мне, тогда еще прожженному металлюге эта пластинка показалась «так себе»… тем более, что гранж я не особо уважал в то время. Единственно, что зацепило, так это близость по духу, как мне тогда казалось к Black Sabbath и Celtic Frost. Так же депрессивное настроение в музыке, те же мантрические риффы. А ведь это была еще не совсем та Nirvana… В общем, послушал я Bleach и положил на полочку, хотя название старательно запомнил… что-то медитативно мантрическое было в нем. Потом в 1994 году это название и этот вокал я сразу же вспомнил… но это уже другая история; история с названием Nevermind.»
— Сергей Боголюбский, группа «Слот»