Берси, правый берег Сены. Пересечение станций шестой и четырнадцатой веток парижского метрополитена. Тихая километровая колонна марширует во тьме. Слышно лишь шелест листвы и щелчки отрывающихся банок. Разговоров почти нет. Они и не нужны. Напряжение, граничащее с сонливостью, окутало всё вокруг. На умах сегодня лишь одно – Black Sabbath. Редкие воспоминания и преобладающие кинохроники проносятся в головах; мечты и чаяния о предстоящем вечере заставляют биться быстрее даже самые каменные сердца. В это мгновение прошлое и будущее сливаются воедино: сейчас происходит всё.
Будто вдавленный в землю стадион, зеленый от покрывшей его квадратный корпус травы, проглатывает и всасывает в себя людей. Никаких опознавательных знаков, ни одной таблички, ни одного плаката. Чудо не нуждается в подобном бюрократизме. Чудо есть зов, и на этот зов откликнулись тысячи. Люди бредут вперед. Отсутствие гардероба никому не мешает. Люди бредут, не замечая неудобств. Люди бредут туда, где сегодня случится невообразимое.
Ведь феникс не только воскрес из пепла, но и наконец-то добирался до континента. Внутренние трения, сократившие его до трех участников, и внезапная смертельная болезнь Тони Айомми (в конце концов побежденная), пытались раздавить воскресшего, но лишь сделали его сильнее. На эту борьбу ушло два года, но теперь никто не смеет сомневаться в искренности, правдивости и величии феникса. Он здесь, он снова жив и он снова голоден. Голоден до людских глаз, до людских ушей, до людских глоток. Но больше всего он голоден до людских сердец.
Сегодня декабрьская ночь, сегодня ночь Черного Шабаша. И эти люди пришли сюда его короновать.
Начало празднества посвящается молодости и традициям: волосатые и стоунерные Uncle Acid and The Deadbeats, задорно сыграв семь композиций, раскланиваются и пропадают. Теперь тридцати четырем тысячам глаз остается только наблюдать за каждым движением послушников, попутно убирающих за молодыми и собирающих сцену для мэтров. Но любопытство быстро пресекается опускающимся занавесом, окутывающим черную сцену в еще более густую тьму.
Свет пропадает. Толпа отвечает ревом. Оглушительный звук циркулирует по арене и своей мощью начинает поднимать занавес. Тут же загораются три экрана разных форм и размеров. Рев перерастает в крик, а он, в свою очередь, в песню War Pigs с великого альбома Paranoid.
На сцене стоит трио: Гизер, Оззи и Тони. На троих: 193 года, 10 струн и одна оглушительная глотка. Сзади возвышается могучая барабанная установка с молодым новичком Томми. Старый клинок, подкрепленный новой рукояткой, разит всех наповал. Время бежит незаметно: вот уже Sabbath почитают приветом Master of Reality и Vol. 4, играя одну песню с первого и две со второго.
Настает первый момент общения. Оззи скидывает с себя темную рясу и обращается к французскому народу. Слова благодарности, слова разъяснения, слова представления. На очереди новый альбом: 13-ого года выпуска, 13-ый по счету, 13-ый по названию.
Аплодисменты и крики «Тони!», не дают начаться песни. Тони Айомми – человек, выковавший себе железные фаланги на месте отрубленных; человек, выковавший своей группе первое в мире металлическое звучание; человек, выковавший свою жизнь победой над раковой опухолью – улыбается со слезами на глазах. Оззи обнимает его. Они советуются после каждой песни. Они едины, они вместе. И они счастливее даже татуированного Томми Клифетоса, который вероятней всего продал душу дьяволу, чтобы держать ритм для Black Sabbath.
Первые ноты каждой новой песни вызывают экстаз. Одноименная, N.I.B., хит последнего альбома раскачивают аудиторию всё больше и больше. Чтобы не взорваться, не обжечься от такого яркого солнца, всем нужен перерыв. Перерыв наступает после десятой песни. Лучезарный барабанщик захватывает всеобщее внимание своим соло. Оно порывисто, яростно, непредсказуемо. Томми уже еле дышит, но продолжает стучать, доказывая всем, что он играет с этой группой неспроста. Толпа награждает его такими овациями, что становится понятно: экзамен он прошел на отлично.
Из-за кулис начинает играть мелодия и все сразу забывают про соло и возвращаются в ту стадию рок’н’ролльного счастья, которая зовется неистовством. Опять играет самый великий, второй по счету, альбом группы. Но заканчиваясь с последними аккордами одной песни, он возвращается с первыми нотами самого любимого трека фанатов. Iron Man бьет молниями направо и налево, раскидывая бездыханные от счастья тела и души.
«Вы думаете, что мы этим закончим?» – посмеиваясь, кричит со сцены Оззи. — «Не дождетесь!». Завтра ему 65. По сцене он ходит, как последний доходяга, а бегает, как бабушка на переходе, но это всё иллюзия. На самом деле, он Йода, в нужную минуту затыкающий за пояс любого своей мощью. И сейчас эта мощь кружится в урагане, обливая водой из ведра толпу и запевая новую песню.
Звук со сцены, великолепный в целом и волшебный в мелочах, не меняется от года выпуска альбома: сорокалетний Children of the Grave звучит не хуже God Is Dead с последнего альбома. Старые хиты обретают новую жизнь, звуча вживую лучше, нежели на оригинальных пластинках.
Но ничто не вечно. Музыка затихает, пульс гитар доносится уже эхом. Оззи на прощание произносит загадочное «Вы знаете слова», и группа скрывается за черными лопастями бэк-стейджа.
Но и правда, все знают слова. Три слова, знакомые концертной публике всего мира. «ONE MORE SONG!», «ONE MORES ONG!» разносятся над стадионом. Да, это та толпа, что казнила Людовика XVI, это та толпа, что не просит, а требует. И эти три слова – приказ богам, сойти на землю снова.
И вот знакомый рифф начинает сладостно ласкать тридцать четыре тысячи ушей. Paranoid из трехминутного хита превращается в десятиминутную оду. Все довольны. Все благодарны. Все счастливы.
На главном экране, разбивая распятие, целуются в порыве страсти монашки. «Благослови вас бог» – кричит, кланяясь в пол, Оззи. Но кому оно уже нужно? Ведь увидеть Black Sabbath вживую – это и есть величайшее благословение богов.
Автор: Толивер Твист
Сетлист:
01. War Pigs
02. Into the Void
03. Under the Sun/Every Day Comes and Goes
04. Snowblind
05. Age of Reason
06. Black Sabbath
07. Behind the Wall of Sleep
08. N.I.B.
09. End of the Beginning
10. Fairies Wear Boots
11. Drum Solo (by Tommy Clufetos)
12. Rat Salad
13. Iron Man
14. God Is Dead?
15. Dirty Women
16. Children of the Grave
17. Paranoid