13 декабря компания «Иноекино» выпустила в прокат документальный фильм «Почему мы креативны?» Германа Васке. В фильме режиссеру многие музыканты отвечают на вопрос «Почему мы креативны?» — среди них Дэвид Боуи, Бьорк, Ник Кейв, Боно, Эмир Кустурица, Би Би Кинг, Надежда Толоконникова, Мэрилин Мэнсон, Йоко Оно и Джимми Пейдж.
Собрали несколько цитат из фильма, который на этой неделе еще можно посмотреть в кинотеатрах России.
Дэвид Боуи: Я думаю, что это имеет дело с желанием найти место, где я смогу поднять паруса и знать, что я не уйду в небытие, когда дойду до конца моря. Будут еще моря, по которым можно плавать. Есть идея, что быть креативным – это одна из редких человеческих попыток, которой можно заняться где можешь, знаешь, разбить свой самолет и выйти из него. Думаю, это своего рода интеллектуальное поле приключения. Это может быть либо игрой, либо войной, либо гибридом и того и того. Я нахожу это одурманивающей параллелью моей кажущейся реальностью, чтобы иметь возможность иметь эту другую, где ты можешь исследовать свои тревоги и страхи.
Бьорк: Это просто… Я просто не могу ничего другого делать. Я ничего другого не знаю. И затем, в то же самое время, я не чувствую, что я сильно отличаюсь, скажем, от остальных в моей семье, а то чем они занимается трудно назвать творчеством. Знаете, они камины кладут и работают электриками. И вот мой дедушка показывал мне камин, который он только что сложил, полароидный снимок, и был так же горд, как когда я пою свою песню. Так что это творчество. Да.
Hermann Vaske: Вы верите в бога?
Ник Кейв: Да, верю. Конечно, верю. Что касается меня, я использую слово так же, как словесное воображение. Я понимаю, что чувствую, когда смотрю на картину Гойи или что-то подобное. Это ощущение, данное богом.
Боно: Мы были устроены таким образом, что не можем что-то делать без какого-то волшебства. Человек действует только по такому принципу – ждет, когда Бог пройдет через эту комнату, если можно так выразиться.
Би Би Кинг: Отец сказал мне, что каждый должен всегда работать. Старайся работать как можно лучше, потому что если ты так будешь делать, ты поможешь не только себе, но также поможешь и другим.
Надежда Толоконникова: Во-первых, это просто весело. Это гораздо веселее, чем не быть креативным. Во-вторых, я верю, что созидание чего-либо – это базовая человеческая вещь. И, вы знаете, в детстве мы все креативны, а затем мы забываем это волшебное качество, которое нам свойственно на каком-то этапе. И когда мы становимся подростками, у нас появляется много комплексов и стереотипов «Я не художник и не певец». И что панк делает со мной, так это то, что он дает возможность быть креативной, даже если ты не идеальная.
Мэрилин Мэнсон: Вещи, которые меня сейчас вдохновляют — это то же, что и отталкивает, или то, чему, на мой взгляд, надо противостоять в Америке. Будь это цензура или идея, что я постоянно бросаю вызов чему-то, что люди держат за символы религии, политики или власти. Так что меня двигают вот эти столкновения. Мне кажется, моя натура, да и все, что я делаю, должно быть провокационным. Моя личность действует лучше всего, когда соединяю хаос и порядок, красоту и ужас — Мэрилин и Мэнсон. Но все это происходит в контролируемом хаосе, это как создать торнадо, а потом попытаться держать его в одном месте. Вот как функционирует мой мозг.
Джимми Пейдж: Я просто всегда с ума сходил по игре на гитаре.