Новый альбом Оззи Осборна случился неожиданно нетипично для подобного рода исполнителя. Обычно схема следующая: появляется сообщение о том, что музыкант работает над новым альбомом; потом в каком-то интервью маэстро говорит, что новинку стоит ждать, к примеру осенью; приходит осень и альбома конечно же нет, артист заявляет о том что работа кипит и осталось пару штрихов; и вот через пару лет переноса сроков, комментариев в стиле «вот-вот, скоро-скоро» выходит долгожданный релиз.
В случае с «Ordinary Man» все произошло по меркам рок-ветеранов молниеносно: в ноябре 2019 Оззи сказал, что написал хренову тьму материала и приступил к записи альбома, а в конце февраля мы уже слушаем новую пластинку Великого и Ужасного.
Это первый сольный альбом Осборна за 10 лет, как пишут многие, но говорить о том, что Князь Тьмы внезапно взорвал инфопространство своей новой записью было бы неправильно. В начале десятилетия был реюнион с Black Sabbath, включающий в себя запись полноценного альбома и продолжительные плотные гастроли, потом был очередной прощальный тур (который, как вы уже поняли стал не «прощальным», а туром «до свидания»), затем ряд неприятностей со здоровьем: пневмония, повреждение шеи и, наконец диагностирование болезни Паркинсона. Так что у 71-летнего ветерана тяжелой музыки не было времени для полноценного отдыха.
Если говорить об альбоме, уникальным, прежде всего, является состав. Несмотря на то, что в гастрольную группу Оззи вернулся гитарист Закк Уайлд, его решили не привлекать к работе над новой пластинкой, как и всю туровую группу метал-легенды. В свое время Закка уволили из группы за то, что альбом Князя Тьмы под названием «Black Rain» (2007), над которым Уайлд плотно работал, по звучанию был очень похож на Black Label Society (группу Закка Уайлда), что, якобы, не устраивало Осборна и его окружение. В этот раз в студийной работе задействовали совершенно новых людей. Это важно, потому как в плане композитора Оззи, конечно не полный ноль, но что-то около того. На заре сольной карьеры песни ему писал басист Боб Дейзли, далее нехило помогал Закк Уайлд, а насквозь хитовый альбом «No More Tears» практически полностью написал Лемми из Motorhead (про Black Sabbath вообще можно мысль не развивать, там все делали Айомми с Батлером). Феномен господина Осборна заключается в том, что он — невероятно харизматичный фронтмен с уникальным, узнаваемым вокалом, и его таланты необходимо направлять в правильное русло. Так было всю его карьеру, вряд ли изменилось что-то на восьмом десятке.
Продюсерами этого альбома выступили Эндрю Ватт и Луис Белл, которые успешно работали над альбомами Джастина Бибера, Риты Оры, Ланы Дел Рей, а также рэпера Post Malone. Послужной список, как бы говорит, что парни знают, как сделать хороший коммерческий продукт, но при этом с тяжелой музыкой у них опыта не было.
Игру на гитарах на альбоме продюсерский дуэт также во многом взял на себя, кроме, как гласит буклет альбома, композиций «Straight To Hell» и «Ordinary Man», где шестиструнку дергал Слэш из Guns N’ Roses, а также «Scary Little Green Men« и «It’s A Raid», где мы можем слышать Тома Морелло из Rage Against The Machine.
За барабаны отвечал Чэд Смит из Red Hot Chili Peppers, а басистом выступил Дафф МаКкаган из тех же Guns N’ Roses. Заметно ли влияние приглашенных гостей на альбоме? Совсем нет, реклама громких имен, чтобы продавалось лучше, что с успехом происходит — «Ordinary Man» находится на лидирующих позициях во многих странах, в частности занимает третью строчку в «Billboard 200».
Давайте разберем этот альбом детально. У него есть определенная идейная составляющая: «Ordinary Man» в переводе означает «обычный человек» и многие песни так или иначе являются высказыванием на эту тему, раскрывают, так сказать, человеческую сторону Князя Тьмы, рассуждения о прожитых годах, близость смерти и так далее… При этом, конечно же, это не концептуальный альбом в полном смысле этого слова.
Гитары звучат в большинстве случаем максимально в радио формате, никакого намека на излишнюю тяжесть, которая была у того же Закка. Иными словами, все сделано так, чтобы привлечь как можно более широкую аудиторию. Вокал вывели словно в эталонном «Ozzmosis»: что ни говори, слушать знакомый голос, что называется, «тот самый», будет приятно любому поклоннику Осборна.
В остальном же альбом можно назвать максимально коммерческим по звучанию и по структуре композиций: как в образцовой голливудской комедии ты наперед знаешь что произойдет. Тут у нас припев, тут будет соло, тут сладенько вступает хор, тут старичок слегка прикрикнет, а тут ласково пропоет. То есть все сделано словно по какой-то формуле. И максимально доходчивая лирика, чтобы даже школьники не из англоговорящих стран могли не только бездумно подпевать, но и понять «что хотели сказать авторы».
1. «Straight To Hell»
Из всех песен, лучше и не придумаешь что поставить в качестве открывающего трека. Агрессивные гитары по меркам альбома, где постарался Слэш (возможно, номинально). Все признаки боевика от Оззи налицо. Есть и замедление темпа с последующей нарастающей музыкальной агрессией, есть его фирменный смех на заднем плане. Композиция просто кричит тебе, что это то самое, что ты слышал миллионы раз от этого музыканта, то, за что ты его любишь, то, что тебе было и нужно. Определенно один из хитов этого альбома.
2. «All My Life»
Полубаллада с рассуждением лирического героя Оззи о том, как он прожил свою жизнь. Такая старческая философия. Ровная, также абсолютно типичная для Князя Тьмы композиция: этакий гибрид «Dreamer» с «No More Tears». В конце сочное соло, а-ля Закк Уайлд, вероятно одно из самых вкусных на альбоме. И, как ни странно, Слэш тут не при чем.
3. «Goodbye»
Такая размеренная «страшилка» с резким ускорением ближе к концу, местами напоминает материал на альбоме «Down To Earth».
4. «Ordinary Man»
Еще одна баллада «за жизнь» под клавишные, без которых Оззи представить невозможно. Примечательно, что это совместка с сэром Элтоном Джоном, который спел куплет. «Mama I’m Coming Home», «Dreamer», «Changes» — эта вещица подобной стилистики. Конечно, это стопроцентный хит: каноничная баллада с самим Элтоном, да и Слэшем на гитаре на закуску.
5. «Under The Graveyard»
Первый сингл, вышедший в преддверии. На него снят отличный автобиографический клип о том, как Великий и Ужасный занимался саморазрушением после ухода из Black Sabbath и как его вытащила Шэрон. У этой песни действительные интересные аранжировки, нетривиальная лирика. Тут помимо формулы успеха с идеальной реализацией, действительно была какая-то идея и бесспорный талант. Для меня непоколебимый №1 c «Ordinary Man». Только вот гитарные соло помойные, причем максимально, что аж раздражает, но должна же была быть ложка дегтя.
6. «Eat Me»
Абсолютный проходняк с текстом про каннибала. Больше одного раза добровольно этот трек мало кто будет слушать. Но альбом такая штука — чтобы было солидно, надо для хронометража что-то засунуть в середину.
7. «Today Is The End»
Строчка «The sun is black, the sky is red and it feels like today is the end» уже о многом говорит. Хотя на самом деле не все так ужасно, как может показаться на первый взгляд. Крепкий середняк, в котором, как мне кажется, авторы позволили себе отойти от правила «как должна звучать песня Оззи». Она все-таки отличается от того, что «быть должно», и в этом ее шарм.
8. «Scary Little Green Men»
Получилось максимально попсово обыграть тему среднестатистической песни Князя Тьмы образца альбомов начала нулевых. Легенькие, абсолютно ненавязчивые гитары (но зато с маркировкой «тут сыграл Том Морелло»), при этом — высокий темп. Специально вряд ли эту песню вспомните, но фоном раздражать она вас точно не будет.
9. «Holy For Tonight»
Очередная клавишная баллада, где ярко прослеживается любовь Оззи к The Beatles. Приятная и эмоционально нейтральная песенка про смерть.
10. «It’s A Raid»
Композиция с самым высоким темпом. Очень трудно понять чем она запоминается, кроме того, что большую часть хронометража там «быстро». Гостем на ней выступил рэпер Post Malone, с которым у Оззи одна продюсерская команда и целых два совместных трека, второй из которых идет следом.
11. «Take What You Want»
Совместка с рэперами Post Malone и Трэвисом Скоттом. Первый куплет Оззи отдает «Under The Graveyard», затем трек превращается в рэп композицию. Хорошая вещица в духе новой школы хип-хопа. Поклонникам Осборна в нашей стране не понравится вообще никак, но как по мне такая коллаборация вполне имеет место быть. Спорно, стоило ли ее включать в альбом от которого большинство людей ждет нечто совсем иное. Но могу сказать точно, что на фоне всего альбома «Take What You Want» точно самая оригинальная.
Каких-то развернутых комментариев про бонус трек японского издания «Darkside Blues» я давать не буду, потому что эта песня появилась только потому что, согласно канонам формата, у японцев должен быть трек, которого у других нет.
Как вы видите, при тщательном разборе, не получается кидаться какашками в альбом, который, в общем и целом, не очень-то понравился. Команда, которая работала над ним формально вставила туда все, что ты мог хотеть и желать от 71-летней легенды метала, даже вокал в его лучших проявлениях, который не стоит даже надеяться услышать вживую. Претензия «Ordinary Man», как ни странно, в том, что его сделали «как надо». То есть максимально дружелюбный подход к слушателю. Такая история имеет место быть, но мне куда ближе подход, когда музыкант делает «как хочет» и предлагает на суд слушателя свое творчество, а не пытается навязчиво тебе понравиться.