Тринадцатый альбом американских панков Green Day «Father of All Motherf*ckers» получился самым коротким в их более чем тридцатилетней истории — всего 26 минут. А ещё это самый танцевальный, как его оценивает группа, и самый неполитический, как его оценивают критики, альбом группы, в своё время выплюнувшей на весь мир фееричный в своей наглости «American Idiot». И всё равно этот релиз — как всегда убойный заряд шрапнели в упор, просто так никто не уйдёт.
Резвый темп пролетающих одна за одной песен не оставляет выбора — только встряхиваться и, сколько бы вам ни было лет, двадцать или пятьдесят, подскакивать с места, пританцовывая, буквально выискивая повод выкинуть что-нибудь эдакое. В этом сила ветеранов американского панка — Green Day умеют заставить себя выслушать. Они как укол адреналина — запускают и сердце, и мозги на новых оборотах. Green Day остаются идейными бунтарями в изменившемся мире вокруг, в мире, с которым они всегда шагают в ногу.
Теперь эти ребята жертвуют деньги от продаж песни «Oh Yeah!» в Международную сеть юстиции и в Национальную сеть по изнасилованию, насилию и инцесту и смотрятся добропорядочными гражданами, да только панк-рок из них никуда не вышел, и патетованный протест — вот он, разве что выглядит иначе. Они меняют средство: с громогласного обличения переходят к едкому сарказму в текстах и в видео, но цель у них та же — перевернуть мир и чужое сознание. Их протест теперь не в призыве куда-то нестись, рвать флаги и сжечь телевизор с пропагандой, теперь протест заключается в том, чтобы просто остановиться и подумать, отделить собственные желания от влияния извне. Чрезвычайно смелая мысль для нашего века быстрых решений, когда в соцсетях мы сперва от всей души выпускаем залп критики по кому-то (да хоть по Джонни Деппу, для примера), потом получаем всю информацию и понимаем, что сперва нужно было целиться, а потом уже стрелять.
Green Day, прекрасные в своём игнорировании общественных ожиданий, отказываются напрямую комментировать актуальную повестку. Трамп, конфликты в средней Азии, расовое равенство — мало ли тем? В двадцать первом веке это хороший тон, высказываться по важным вопросам, но где хороший тон, а где калифорнийское трио. Есть какая-то ирония в том, что окружающий мир, пытающийся жить осмысленно и ответственно, за всей мишурой осмысленности, ответственности и актуальных высказываний теряет понимание того, что происходит в действительности, а Green Day видит всё куда чётче, раздевая реальность слой за слоем, добираясь сквозь всю шелуху к сути.
Наверное, в нас всех живут бунтари, загнанные внутрь вихрем истерии и паранойи, требованиями общественности и наносной картинкой идеального из соцсетей, потому что как иначе объяснить, что каждая песня бьёт, как навылет? «Oh Yeah» с её критикой медиа и доминированием социальных сетей по любым вопросам. Взрывная «Stab You in the Heart», полная агрессии, граничащей с одержимостью, как результат той самой одержимости какими-то глянцевыми идеями, не имеющими ничего общего с прозой реальной жизни, и шока от величины этого разрыва. А желание истово трясти головой под эти треки в танце в какой-то момент уходит в желание выкинуть из головы всё, что не принадлежит тебе: чужие картинки, чужие правила, чужие цели.
Подростковые воспоминания из «Meet Me on the Roof» почти зеркальны воспоминаниям большинства и очень схожи с ощущениями нынешних подростков, точно так же проходящих через попытки найти себе применение. А вы что думали, в новом мире живём? Какое там. На самом деле, многие из тех, кто давно миновал пору юношества, всё так же ищут своё место и свою ценность каждый день, в инфантильной надежде, что когда-нибудь мир вокруг, наконец, загорится, и у них получится следовать совету о том, что не нужно ни умолять, ни следовать за другими.
На самом деле Green Day своим «танцевальным» альбомом отвешивают пощёчины всем, кто считает себя особенными и не такими, как все до них. И всем, кто думает, что мы живём в другом мире — нет, не живём. При всей нашей цивилизованности и лоске мы всё ещё дикая природа, в которой кто-то стоит на коленях, а кто-то угрожает и управляет. Может, меняется выбор оружия и средств — инстаграм вместо пистолета, — но не суть.
И если вы надеетесь, что мы в другой эре, эре белых воротничков, смартфонов и цивилизованной осознанности, нет, мы всё там же, в грязи дикости, потому что мы всё те же люди, только слегка переодетые и что-то другое о себе думающие. Оглянитесь. Контекст и декорации меняются, а проблемы всё те же и там же: подростки, не знающие жизни. Взрослые, так же не знающие жизни и согнутые требованиями общественности. Отсутствие безопасности жизни и даже личности в условиях доминирующего социального осуждения.
Так кто же тот самый отец всех мудаков, вынесенный в заголовок альбома и избранный новым врагом? Кажется, это общество, всё ещё не научившееся заботиться о своих членах, но требующее от них соблюдения каких-то новых правил. Красивые слова и инициативы затирают картинку, но не изменяют сути. Ну что же, у нас есть Green Day, готовые встряхнуть это болото.