После новогодних праздников концертные афиши традиционно пустеют, но в этом году это было затишье перед бурей: начало февраля озарилось сразу несколькими ярчайшими шоу. Утонченный британский романтик Том Оделл наконец одарил вниманием обе столицы, герои поколения Twenty One Pilots привезли новый альбом… И среди этого великолепия в афиши излюбленным шрифтом дэт-металистов вписался калифорнийский рэпер Ghostemane – 2 февраля он дал концерт в петербургском клубе Zal.
На фоне выступлений коллег-музыкантов приезд Эрика Уитни (таково его настоящее имя) вовсе не выглядел чем-то резонансным. Однако за несколько дней до концерта все билеты в танцпол были проданы, а вскоре и из Киева и Москвы стали доходить слухи, что зрителей ждёт что-то куда более грандиозное, чем может показаться на первый взгляд.
видео: Mor
Следующий звоночек проявился за пару часов до старта: в гардеробе просто не хватило места всем желающим. Клуб без преувеличения напоминал пчелиный улей, и как только на сцене появился первый из трёх саппортящих диджеев, танцпол моментально взорвался – кажется, разогрев там и вовсе не требовался. Как, впрочем, и передышки: смену фигур за пультом едва можно было заметить в творившемся там угаре, а между последним треком диджея Parv0 и появлением на сцене самого Ghostemane прошло от силы пять минут.
Здесь стоит сделать ремарку: Уитни, очевидно, не единственный представитель хип-хоп сцены, кто так или иначе заигрывает с элементами рокового звучания, эстетики и прочих атрибутов. Нулевые позади, рэперы и рокеры больше не воюют, смешение жанров перестало быть диким. На первый взгляд, новаторского тут мало: лично мне при поверхностном знакомстве творчество Эрика сильно напомнило его коллегу по цеху, британца Scarlxrd – те же басовые перегрузы, экстремальный вокал… Последний, кстати, минувшим летом приезжал в столицу, и его концерт оставил очень неоднозначное впечатление: вроде громко, здорово и можно знатно послэмиться – но настолько беззастенчивая «фанера» у 23-летнего исполнителя всё же разочаровывает. На этом фоне страшно было возлагать какие-то ожидания на Ghosteman’а – у него-то диапазон студийных тональностей гораздо шире, вдруг не потянет?.. Но вернёмся на концерт.
Полная темнота, грязный индустриальный лязг интро – и мрачный низкий речитатив. Как только Уитни появился на сцене – разумеется, полностью в чёрном, похожий на хард-версию Эдварда Руки-ножницы – в центре танцпола немедленно разверзся круг, а у собравшихся, очевидно, открылось второе дыхание. Первый же трек был похож на энергетический взрыв, и с течением шоу атмосфера только накалялась: круг становился всё обширнее, под потолком не переставая кто-то висел, краудсёрферам имя – легион.
По субъективным ощущениям, прыгать вместе с толпой было куда безопаснее, чем стоять спокойно. Да и устоять было невозможно: Ghostemane без преувеличения отлично справлялся со всеми вокальными партиями, «безжизненные» электронные сэмплы органично дополнялись живыми гитарными риффами, а сетлист напоминал идеально сбалансированное меню: девять треков с нового альбома «N / O / I / S / E», шесть – с предыдущего «Hexada», пара треков с мини-альбомов, пара записанных совместно с Pouya. На выходе имеем плотный сет из 25 треков – а между делом Эрик еще умудрялся общаться с залом! Например, очень умело сыграл на вечном противостоянии двух столиц: один вопрос «А можете сделать лучше, чем в Москве?» – и вот публика еще больше уходит в разнос, хотя казалось бы – куда еще.
Было место и для трогательных моментов – в перерыве между треками музыкант признался: «Я несчастен и никогда не улыбаюсь, но когда я в России, я улыбаюсь. Спасибо вам».
Концерт получился из разряда тех, после которых хочется только повтора, даже несмотря на смертельную усталость. Давно не секрет, что рэп-исполнители научились давать фору всем рокерам, и на гигах зачастую творится трэш и жара, но Ghostemane и команда не просто отыграли крутой концерт – они сделали на редкость качественное шоу, оставляющее приятное чувство удовлетворенности и завершенности. В 2019 будет еще много хороших концертов, но этот уже оставил очень агрессивную заявку на звание лучшего перформанса года.