She moves with a purpose
And what a magnificent purpose
Oh, what a purpose
black midi, «bmbmbm»
Существует такой жанр невозможной музыки — black MIDI. Эту музыку невозможно сыграть, а порой и слушать. Фокус заключается в одновременном звучании от 20 до триллиона нот. Жанр нашел пристанище у японцев, что, учитывая их пристрастия, весьма неудивительно. Ходят слухи, что существуют до сих пор такие песни, способные замедлить, а то и вовсе погубить ваш компьютер, а может быть, и слух.
Но если вы напишите в Google запрос с названием этого жанра, на вас цинично посмотрят с фотографии четыре молодых человека. Pitchfork назвал их «новым видом британской гитарной группы» и влепил уверенную восьмерку за дебютник. Познакомимся поближе?
Популярность пришла к группе с этим видео. Ребята только заканчивали Лондонскую школу исполнительского искусства и технологий — единственную в Великобритании, где получают образование в области изящных искусств. С первого прослушивания сложно назвать творчество группы «изящным», еще сложнее представить, что начинали парни с игры на инструментах в церкви. Однако, по словам барабанщика и вокалиста, именно благодаря такому опыту в них проснулась любовь к импровизации и способность прислушиваться к тому, что играют другие. Все-таки в Англии намного больше пересечений между светской жизнью и церковью.
Молодых парней заметил Дэн Кэрри – продюсер, работавший с Sia, Tame Impala, Franz Ferdinand. black midi сразу обозначили свои главные принципы: «никогда не играть одно и тоже» и «запись и живые выступления должны различаться». Многие их песни были рождены из импровизации, поэтому на их концертах может случиться все, что угодно. Даже тексты, к которым внутри группы разное отношение, пишутся на ходу во время джемов.
Амбиции пестрят и в интервью – полет мысли захватывает перспективы новых инструментов и абсолютно иного звучания. Смогут ли? Будет ли по-другому звучать и без того специфический голос вокалиста, который скорее играет роль, нежели поет? Особенно, в их первом именованном сингле «bmbmbm» (до этого они именовали треки как WinAmp времен 98 Windows – untitled), где на фоне, к тому же, женский плач.
Если слушать альбом с самого начала, первая его половина может показаться пособием «10 лучших способов обыграть полутон на двух нотах». Но при дальнейшем и повторном прослушивании слышны свежие гитарные переборы и новые простые мотивы, которые в каждой второй песне скатываются в перегруженный, иногда аккордеонный или медно-духовой хаос. Однако это все можно услышать лишь на записях, на живых выступлениях black midi обходятся классическим набором инструментов рок-группы, но песни их от этого точно ничего не теряют.
Критика альбома авторитетными изданиями разнится. Группу корили за любование собой, за «перегретую» прозу, эмоциональную поверхностность, бесполезные крайности, в которые они впадают в своих текстах. Однако равнодушным не остался никто. Это музыка, сказанная молодыми устами, которые рыщут в поиске чего-то доселе неоткрытого. Рыщут с запалом горячей крови, но вслепую.
Они целиком оправдывают название своей группы: жанр black midi шел двумя путями развития – количественным и качественным. Одни устраивали гонку за максимально возможным числом нот на единицу времени, другие совершали попытки сотворить шедевр, избавляясь от рамок человеческих возможностей. Так и с группой. Мы еще обязательно услышим новости о black midi. Либо это будет порыв, скатившийся в протест ради протеста, наполненный триллионами звуков. Либо свежая и чистая эмоция, прорвавшая границы мысленных рамок устоявшихся жанров.