О некоторых вещах задумываешься только в определенных обстоятельствах. Вот, например, находясь на концерте Билли Айлиш в Ледовом Дворце (сначала выступление должно было быть клубным, но желающих посетить первое выступление певицы в России оказалось слишком много), я вдруг почувствовала себя старой. И дело не в возрасте (моем или её поклонников, там были люди разных возрастов), а в том, что я вдруг осознала, насколько изменилась поп-музыка за последние лет… пятнадцать?
Billie Eilish – это не Бритни Спирс и не Кристина Агилера в начале их звездных карьер. Да подросткам и не нужно повторение бурно прошедших, но отшумевших нулевых. Билли появилась в жизни современной молодежи как раз вовремя, чтобы спеть подрастающему поколению о страхах, первой любви и ночных кошмарах. Обо всем, что волнует и беспокоит всех, при этом – в простой и удобной форме, которую не нужно «переваривать». Её музыка не упрощена до уровня «два притопа, три прихлопа», но в ней и не наворачиваются три слоя страданий ради самих страданий. Billie Eilish легко слушать в наушниках или дома, и даже в огромном Ледовом дворце, заполненном фанатами.
Кажется, в моем далеком тинейджерстве такого почти не было, либо мы и не искали.
После мультяшного, чуть-чуть жуткого и очень классного интро на экранах Billie Eilish вышла на сцену аккурат под аккомпанемент визга и криков, сотрясающих стены спортивно-концертного комплекса, и я моментально оглохла. Мне кажется, даже на концертах бойз-бэндов я такого не слышала. И даже на концерте Эда Ширана в Москве. Вообще не слышала, и это удивительно. Это поражает.
Билли сходу, без вступительных речей, окунула поклонников в свою музыку – зловещие танцевальные биты; звучание, от которого мурашки бегут по спине. Поначалу её собственного голоса, не очень сильного, если сравнивать с другими, но будто «хватающего тебя за шкирку» и окунающего в чужие сновидения, было даже не слышно. Его заглушали фанаты. Но уже к знаменитой «you should see me in a crown» Билли «распелась», и её голос прорезался через тысячи других.
Музыка Билли полна переходов от меланхоличных, тягучих песен до танцевальных хитов, которые, тем не менее, явно отражают её мысли, эмоции и страхи, созвучные мыслям и эмоциям тысяч людей разных возрастов по всему миру. Ведь, в конце концов, мы не взрослеем, мы просто учимся… и порой подавляем в себе внутреннего подростка. Наблюдая за абсолютно счастливыми людьми на танцполе и на секторах, я понимала, что музыка способна раскрыть в нас то, что было уже давно забыто.
Билли смешала в своем сет-листе песни со своего студийника «WHEN WE FALL ASLEEP WHERE DO WE GO?» и с первого EP «dont smile at me», и каждую из песен поклонники сопровождали хоровым пением (Джаред Лето обзавидовался бы), а частенько – и морем сияющих «светлячков»-фонариков, превращающих затемненные трибуны в звездное небо. Оба студийника – и «ипиха», и лонгплей – сюрреалистичны и минималистичны чуть более, чем полностью, и со сцены Ледового Дворца они именно так и звучали, а полноту восприятия давали видео на экранах. Под каждый хит – своё, разумеется. И за почти полтора часа выступления можно было увидеть и тараканов, ползающих по экранам, и девчонок-дьяволят, и мультяшные «кошмарики». А всё вместе напоминало те самые сновидения, о которых поёт Билли.
Элементы шоу были продуманы до мелочей. Закатное небо на экранах во время исполнения «listen before I go». Поднимающаяся прямо под сценический потолок кровать, на которой Билли сидела во время исполнения «I love you» (песню они написали вдвоем с братом в три утра, точно так же сидя на кровати с гитарой). Воплотившиеся в графике порождения ночных кошмаров, грозящихся выползти прямо на сцену с экрана, пока Билли исполняла «bury a friend». Билли создавала настроение и держала его до самого «биса».
В перерывах между пением Билли общалась с залом. Спрашивала, как у зрителей дела, как они чувствуют себя прямо здесь и сейчас. Просила их покричать, и хрипловато смеялась, когда стены Ледового почти трещинами шли от их голосов. Рассказывала о своем брате Финнеасе, который помогает ей писать песни. Благодарила фанатов на русском. Просила взяться за руки и просто сказать «спасибо» за то, что мы ещё можем жить и дышать. А потом снова утягивала зал в свою музыку.
Посмотрев на выступление Билли, я поняла, что, на самом деле, она – идеальное воплощение мятущейся подростковой души. Порой в музыке не нужны сложности, достаточно задевать сердца. И, как сказал о музыке Билли её брат и соавтор Финнеас – «есть много шансов выпустить альбом, которым можно будет потом гордиться, но только одна возможность написать песню о первой влюбленности». Иначе потом ты забудешь эти эмоции, а вспомнить будет очень трудно.
Вечером 28 августа Билли напомнила о них. А заодно – заново покорила сердца своих поклонников. Если, конечно, такое возможно.