Пообщались с Виктором и Евгением из группы «Билет на Луну» — о слушателях, новом альбоме и его технических особенностях.
Познакомьте нас со своей группой. Давно ли вы знакомы? Как вы поняли, что хотите работать друг с другом?
Виктор: Группа БНЛ создана случайно под влиянием непреодолимой силы. Знакомы мы давно. Поэтому я сейчас совершенно не уверен, что мы хотим работать друг с другом. Вот раньше — да, был уверен. Но это было давно. Ещё до того, как мы познакомились.
Евгений: Знакомы мы давно, с 2002 года. Нас познакомил общий друг — блюзмен Коля Садиков в легендарном джазовом клубе «Форте». И как-то вскоре мы даже стали квартиру напополам снимать.
Помимо Билета на Луну вы играете еще и в ВИА Champions. Как зародился этот кавер-коллектив?
Виктор: Это было непорочное зачатие. Ведь если два парня сидят на кухне, пьют водку и не целуются — это же не порок?
Евгений: Зародился 10 лет назад. Я предложил Колпакову сделать кавербанду. Он согласился. Только состав немного другой был. Паша Дугин на клавишах, сейчас на студии у Лепса сидит, аранжировки пишет, и Миша Козодаев, который играл с Noize MC.
Как вы приняли решение создать авторский проект? Сложно ли решиться начать что-то свое, с самого нуля?
Виктор: Решиться — самое сложное, потому что пока ты занимаешься творчеством один, всё происходит более или менее гладко. С собой всё-таки легче договориться. Но как только в авторской работе появляется второй, а там – о, ужас! – третий с четвертым, это непременно конфликт, тебя возвращают на землю.. а как было прекрасно на небесах!
Евгений: Попыток и потуг было несколько. Пытались делать витины песни из его старого проекта «Стрейч», потом хотели сделать проект с Константином Арсеневым – тоже не срослось. Не срослось до тех пор, пока Торин не появился и предложил написать ему песню Амальгама. С нее все началось. Это было круто — начинать новый проект. Я и по сей день возбуждён всем этим действом!
Вы «два последних романтика и анархиста», которые договорились не привязываться к определенному стилю музыки. Сейчас многие музыканты говорят о том, что они не хотят, чтобы их ассоциировали с каким-то одним жанром, не сковывают себя определенными рамками. Что движет и ими, и вами – желание постоянно экспериментировать или боязнь не вписаться в каноны жанра?
Виктор: Это две или три отдельных темы для разговора. Если кратко: во-первых, мы не последние, к счастью, иначе кто бы нас тогда стал слушать? Во-вторых, есть разные типы сознания. Заранее скажу — все они важны для общества. Например, кто-то более комфортно себя чувствует в рамках поставленных задач, исполнении готовых решений. Кто-то любит простор и неизвестность, поиск задач и поиск решений. И те, и другие крайне важны в процессе эволюции. Что касается нашего творчества, я считаю так — были бы песни, а ярлык прилепят. Лично я этим заниматься не собираюсь. Мне интересней процесс.
Евгений: Я люблю музыку в любых ее проявлениях. Могу слушать Уматурман и уже через десять минут Woodkid или Rival Sons. Постоянно ищу музыкальные обороты, референсы, стараюсь что-то новое написать. Боюсь упустить мелодию из головы, могу ночью встать – и бегом записывать на диктофон какие-то ноты.
Вашим первым треком стал сингл «Амальгама», который вы написали по одноименной книге Владимира Торина. Автор даже снялся в клипе на песню. Как происходил процесс создания текста: вы вдохновились после прочтения, сразу написали подходящие слова и все прошло без изменений или консультировались с писателем?
Виктор: Я уже как-то рассказывал, что песня написана практически «на спор» с автором книги. С текстом книги я ознакомился. В смысле, прочёл целиком и полностью. Для текста песни очень сгодился «воздух» книги.
Евгений: Текст я не писал. Все тексты пишет Колпаков. Я за музыку отвечаю. В данном случае было пару откровенных референсов, но не скажу каких. Секрет.
Дебютный альбом, «С Л У Ш А Й», вышел пару месяцев назад. Для него вы взяли песни, которые годами уходили «в стол» для предполагаемого проекта или для себя, или написали все с чистого листа?
Виктор: В моём столе нет выдвижного ящика. Иначе там бы лежал парабеллум. Это стильно.
Евгений: Все песни в нашем альбоме «горячие, как из печки». Написали «рыбу», потом саму песню, потом аранжировка, потом запись на студии.
Кто из вас пишет тексты, а кто музыку? Или это полноправный тандем?
Виктор: Я записываю тексты, которые диктует мне музыка Жени. Кто нашёптывает ему музыку — спросите у него.
Евгений: Вся музыка — Лепихин. Вся лирика — Колпаков. Пока так.
Немного технических особенностей. На какой студии вы записывали звук, кто занимался пост-продакшном альбома?
Виктор: Студия Олега Чечика. Я плохо понимаю смысл этого понятия «пост-продакшн», но это бы ладно. Плохо, что те, кто занимаются у нас пост-продакшном тоже не очень чётко понимают суть этого понятия.
Евгений: Студия «CSP» Олега Чечика. Он и делал пост-продакшн.
Кто выступил продюсером альбома?
Виктор: Какой-то очень хороший человек. Не знаю его имени.
Евгений: Картинкой занимались все, но конечным результатом Олег Чечик.
У вас очень красивая обложка альбома, кто ее создал?
Виктор: Очень хороший человек Женя Ломакин.
Евгений: Дизайн делал Женя Ломакин. Мой старый приятель. Лет 20 его знаю. Он очень крутой свинговый барабанщик. Кстати, только с гастролей по США вернулся (играет в Messer Chups). Он, когда был арт-директором в нашумевшем клубе «Real Maccoy», постоянно делал какие то невероятные коллажи. Я за этим его хобби слежу очень давно, и тут попросил сделать и для нас. Отлично получилось, мы довольны!
Как приняли альбом слушатели и родные? Были ли какие-то негативные отзывы?
Виктор: Реакция родных и друзей очень важна и вряд ли объективна. Впрочем, объективна может быть только реакция миллионов, у нас пока такого опыта нет. Если честно, когда хотя бы один человек засмеётся или заплачет услышав твою песню, получит какой-то эмоциональный всплеск, можно считать, что творчество удалось. Мой сын вполне честно сообщает, что альбом «Слушай» — его любимый музыкальный сборник. Разве это не успех?
Евгений: Когда слушают близкие, то в основном это — положительные отзывы. Хотя мои друзья совсем из другой музыки и не особо «притопывают» за нас.
Кто вообще ваши слушатели? Много ли людей приходят на концерты и сколько лайв-шоу вы уже дали?
Виктор: Лайв шо? Мы вроде как определились, что наш слушатель — взрослый, думающий человек. Вроде договорились, что возраст аудитории 35+, но как я могу списать со счетов главного ценителя моего творчества, которому 11?
Евгений: А мне сегодня жена прислала переписку со своей подругой из Лондона. Говорит, что ее маленький сын Майкла Джексона любит, что-то ещё зарубежное, но из русского — БНЛ. А вообще я полагаю, наша публика абсолютно разная. Хотя, наверное, женщины больше. Мы только начинаем делать концерты. Было немного, всего четыре перформанса. Люди приходят, интересуются, говорят, что где-то в наших песнях находят себя, размышляют, проявляют эмоции. Это хорошо. Значит, мы делаем все правильно. Ну, по крайней мере хочется так думать.
Что вы испытали после релиза работы? Эйфорию или облегчение, что процесс завершился и можно перейти к чему-то новому?
Виктор: Когда Релиза и Кондолиза пришли ко мне, я испытал эйфорию, а когда понял, что это — Ирина и Елена, испытал облегчение.
Евгений: После релиза лично я задумался над тем, что дальше делать со всем этим. У нас нет продюсера и мы ищем свой путь сами, но, конечно, не без помощи добрых людей. Спасибо им всем!
Вы выпустили клип в жанре комикс-нуар, что стало абсолютным прорывом. Что вас вдохновило на создание и кто занимался проработкой сценария и визуальной частью?
Евгений: Идея клипа принадлежит Олегу Уразайкину. Мы всего лишь хотели что-то революционное, какое-то противостояние. Честно говоря, я не ожидал от продюсера Алины Сломило и самого Олега таких масштабов. Мы, когда на площадку с Витей пришли и увидели весь этот антураж, чуток присели от удивления.. круто получилось, спасибо всей команде. А команда то была аж 30 человек только на съёмках, потом ещё с десяток людей помогали с графикой, звуком и т.д. Ух, у нас первый и, дай Бог, не последний такой опыт. Кстати, Алина и Олег снимали и наш клип «Неранимая». Они крутые ребятам, знают свое дело.
Виктор: Наша чудесная Алина ещё не закончила! Я в этом уверен! Мы пока только разминаемся и пробуем силы. Это просто чудо какое-то как жизнь сводит тебя с такими замечательными людьми. Олег Уразайкин и Игорь Рено — это люди, без которых мы бы продолжали мечтать о каком-либо видео-ряде. И раз уж заговорили про музыкальное видео, я хочу отдельно поклониться Денису Хрущёву. Это — первый человек, который запечатлел наши музыкальные потуги на видео, и он продолжает выручать нас своим знанием и умением и как режиссёр, и как оператор, и как советник по стратегическим вопросам (смеется). Одним словом — Друг!
Чем занимаетесь сейчас: отдыхаете или записываете что-то новое?
Евгений: В данный момент пишем второй альбом. Материала за два года много написано. Хочется реализовать по максимуму! В нашей команде снова Олег Чечик и аранжировщик Юрий Долотов. Вот все вместе медленно и верно поднимаемся по ступенькам к Олимпу!
Виктор: Если скажу что отдыхаю — Женя услышит. РАБОТАЮ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!