Перед традиционным рождественским концертом, который пройдет 19 декабря в Петербурге в концертно-спортивном комплексе «Сибур Арена», пробежимся по творчеству живой легенды русского рока в формате краткого изложения.
Творчество БГ давно плотно изучено и поделено на этапы. Когда-нибудь о нём будут рассказывать в школе на уроках литературы. Чтобы вы уже сейчас могли подготовиться или подготовить своих детей, мы составили краткое содержание творческого пути мессии русского рока в самом наглядном виде.
Итак, вот список треков, обязательных для изучения, чтобы подготовиться к итоговому сочинению «Как я сходил на концерт БГ».
«Ария шузни влюблённой в джинсню»
Трек с дебютного, самиздатовского альбома «Искушение Святого Аквариума» 1974 года. Эта пластинка, а точнее – магнитоальбом, стала по-сути первой попыткой создания концептуального музыкального произведения в советской России. Первый альбом коллектива, конечно же, был совершенно некоммерческим, а при прослушивании его обильную слезу зависти пустят даже самые дикие современные «лоуфайщики». Запись открывает эпоху «Доисторических» альбомов БГ и «Аквариума».
«Пески Петербурга»
Альбом «Все братья — сёстры», на котором эта песня появляется впервые, в 1978 году закрыл собой «доисторический» «Аквариум», однако именно его, на самом деле, можно считать первым полноценным альбомом группы, а не «неких ноунеймов». В создании песен участвовал Майк Науменко. Позже, многие из них получили по второй и даже третьей жизни на других альбомах, причем не только «Аквариума», но и десятка других коллективов.
«Рутман»
Песня с «Той» стороны «Синего» альбома, наряду с несколькими другими треками, отсылает нас к регги и растафарианству, которым в тот период увлекались музыканты «Аквариума». Сам альбом стал первым в истории группы записанным в настоящей студии звукозаписи. Магнитные альбомы, как и их виниловые предки были двухсторонними. В случае с «Синим» стороны назывались не «А» и «Б», как обычно, а «Та» и «Эта». «Синий», по классификации самого маэстро, открыл на сегодняшний день самый плодовитый период существования «Аквариума» – «Исторический».
Всего с 1981 по 2012 годы группа выпустила 18 альбомов, сборников и антологий, семь из которых считаются «естественными». К этому же периоду относится «Радио Африка», в который вошел знаменитый гимн эпохи – «Рок-н-ролл мёртв», трек ставший одним из главных хитов коллектива.
«Аделаида»
«Аделаида» по праву считается одной из самых лиричных песен Бориса Борисовича и входит в первый официальный и «фирменный» альбом группы «Аквариум» под названием «Равноденствие». Альбом стал, по признанию БГ, лебединой песней коллектива. Так, в процессе записи его навсегда покинул участник канонической четвёрки Всеволод Гаккель. Впрочем, альбом, выпущенный в 1988 году, в разгар перестройки, резонировал и с переменами в жизни всей страны. Другой тектонический хит, вошедший на пластинку в качестве бонуса, – «Поезд в огне», бесспорно, декламирует настроения общества того времени.
«Лётчик»
Трек открывающий альбома «Любимые песни Рамзеса IV» 1993 года, словно сразу же заряжает позитивом и надеждой на светлое будущее. Восточные мотивы в произведениях нового периода жизни группы объясняются тем, что в это время Борис Борисыч открыл для себя дзен и тибетский буддизм. И Волга стала «буддийской рекой».
«Русская нирвана»
Вместе с буддизмом БГ проникся русским народничеством, вальсами и фолком. В «Русской нирване» возглавляющей альбом «Кострома Mon Amour» все эти стихии демонстрируются явственно и легко собьют с толку неподготовленного слушателя. Всего за четыре года существования «Аквариум 2.0» подарил миру едва ли не самые известные свои произведения, с которыми знаком любой уважающий себя поклонник русского рока, а без «Не пей вина, Гертруда» сложно представить культурное застолье.
«Ария казанского зверя»
В «Арии» любовь к вальсу и симфонии, кажется, берет верх над остальными пристрастиями. Однако, все песни альбома «Гиперборея» 1997 года, ставшего последним в репертуаре «Аквариума 2.0», на самом деле написаны были ещё в 70-ых годах, а на этапе аранжировки имели все шансы лечь на трип-хоп и брейкбит. От последней идеи коллективу пришлось отказаться.
«Растаманы из глубинки»
В 2002 году БГ, собрав «Аквариум 3.0», вспоминает о растафарианстве. Бесспорный хит становится одним из ярчайших на довольно самобытном даже для Бориса Борисовича альбоме «Сестра Хаос». Критики в один голос называют 15-ый «естественный» альбом коллектива отличающимся от всего, что было выпущено ранее. Впрочем, следом за ним выходит альбом «Песни рыбака», частично записанный в Индии с местными музыкантами. Знаменитый «Человек из Кемерова» увидел свет именно на нём.
«Красная река»
Этот энергичный трек был представлен в 2011 году на альбоме «Архангельск», который сам БГ называл «самым тяжелым по звучанию» в репертуаре коллектива. Уже на следующем альбоме – «Аквариум +», который закрывает собой эпоху «3.0», уже как будто заметен легкий спад. Даже критики восприняли его крайне неоднозначно, а явных хитов на альбоме не найдено до сих пор. Тем не менее оба LP занимают своё место в наборе «естественных» альбомов, а преданный поклонник группы всегда найдёт чем насладиться в гармоничных, ровных, спокойных песнях.
«На ржавом ветру»
В сольном сингле прошлого года выпуска БГ, кажется, переплюнул всю известную ранее «жесткость» звучания и голоса. Как, впрочем, и тематики. Хард-блюзовые запилы, «взрослая» хрипотца, ритмичная лирика. Кажется, пора провозглашать новую эпоху в творчестве..?
19 декабря великий БГ выступит в Питере в новом для себя месте – «Сибур Арене». Рождественский концерт станет подарком для поклонников творчества Бориса Борисовича и группы «Аквариум». Равно, как сам концерт станет новой вехой для гуру: в «Сибур Арене» на 5000 человек БГ даст концерт впервые.