В прошлом году петербуржцы Аффинаж выпустили печальный и пронзительный концептуальный альбом «Мимо. Ранен. Убит», тронувший сердца многих слушателей. Но, чтобы услышать новые песни, поклонникам пришлось подождать. Их ожидание было вознаграждено, и теперь, по прошествии года, Аффинаж, известные своей честной и искренней музыкой, отправляются в большой тур по России и Украине, который будет включать более тридцати городов.
Первыми на концертах смогут побывать жители обеих столиц: 13 марта Аффинаж выступают в родном Петербурге в А2 Green Concert, а 21 марта уже представят свое новое концептуальное шоу в Известия Hall в Москве. Группа обещает сыграть как треки из последнего релиза, так и старые песни. В преддверии большого тура Модернрок пообщался с вокалистом Аффинаж Эмом Калининым о творчестве, поисках внутренней гармонии и счастье, для которого мало целой жизни.
Здравствуйте! Спасибо за то, что согласились уделить время порталу Modernrock — в период записи нового альбома и грядущих концертов это особенно ценно.
Ваш последний релиз «Мимо. Ранен. Убит» — потрясающий и жуткий (в хорошем смысле слова) концептуальный альбом, которой при прослушивании открывается слушателям с разных, порой противоположных сторон. Кажется, что, в зависимости от душевного состояния слушателя, его можно воспринимать по-разному, но финал так или иначе остается открытым. Думали ли вы в будущем продолжать эту историю или, по прошествии года после релиза, вы полагаете, что история Якова Сухоцвета закончена?
История Якова — это законченная история, безусловно. Но не начатая! И мы её, пожалуй, начнём в скором времени!
Вы отпустили историю Якова «в мир», и теперь она живет собственной жизнью, выводя людей на самые разные эмоции, заставляя чувствовать даже тех, кого удивить, по их собственному мнению, было трудно. А какие эмоции вызывает у вас альбом и его герой сейчас, когда после записи и выпуска прошло достаточно времени?
Я по-прежнему считаю, что с музыкальной точки зрения это лучшая работа группы на текущий момент. Музыкально я имею ввиду всё — и наш общий прогресс как музыкантов-исполнителей, и как композиторов, а также работа со звуком, продакшн. Что касается содержания — здесь я не в праве судить. Горжусь всей дискографией коллектива, у слушателей относительно содержания альбомов мнения сильно разнятся, и нам кажется, что дискуссии здесь уместны. Сам герой как вызывал у меня двоякие чувства, так и вызывает по сей день. Он и дорог мне, он мне где-то неприятен, где-то мне его жаль, где-то — не жаль совершенно.
Под недавно вышедшим клипом на песню «Ангел» появилось множество любопытных и местами противоположных друг другу теорий от ваших поклонников — и о песне, и о самом клипе. Интересно ли вам читать такие теории? Приблизился ли кто-то из комментаторов к тому, что вы сами вкладывали в песню, и какая из теорий совпала с вашим видением?
Теории лично я очень люблю читать. Более того — я придерживаюсь мнения, что свобода трактовок важна. Песня должна быть о том, что чувствует человек в момент прослушивания. Скажем, вы слушаете песню на незнакомом вам языке — мелодия её грустна, вас отбрасывает в собственные переживания. И для вас эта песня, например, о ссоре с близким человеком или о вчерашней неудаче на работе. И значит в моменте эта песня именно об этом! Несмотря на то, что в тексте, быть может, повествуется абсолютно о другом. Искусство пластично и адаптивно, в этом его магия.
Добавлю ещё и то, что мультипликационные клипы создавались в отрыве от общей альбомной истории, как ещё один взгляд на каждый сингл. Как иллюстрации отдельных песен в иной трактовке. По сути, в этих видео мы и сами пробовали трактовать композиции как-то иначе, смотреть на них под иным углом.
Как часто вы раскрываете в интервью или в общении с поклонниками истинный смысл своих песен?
«Если нужно объяснять, то не нужно объяснять». Считаю это утверждение на сто процентов верным. Хотя однажды в рамках тура Мистер Быдлоцыкл я нарочно перед каждой песней скрупулёзно разжёвывал, о чём буду петь. Это был ироничный перфоманс — как ответ всем любителям комментариев в духе «Объясните, о чём эта песня?» Мне нравятся многослойные произведения, с полем для манёвров. В песне может таится много всего — от схематичного сюжета до аллегории, внутри которой хранится глубокое личное переживание. И бывает так, что какой-то из ярусов доступен одному лишь автору. Потому что эту песню он написал и для себя тоже.
Как мне показалось, в песне «Пан» строчка «У меня глаза змеи, у тебя глаза мои» отсылает к стихотворению Бродского «Натюрморт» («Смерть придет, у неё будут твои глаза»), так ли это? Удается ли слушателям «поймать» какие-либо отсылки к чужому творчеству?
В данном случае отсылки не было, но наблюдение забавное! Кстати, не первый раз нам приписывают отсылки к Бродскому — несмотря на то, что я не являюсь поклонником поэзии Бродского, видимо, что-то люди усматривают общее. Мы даже однажды запустили утку, что песня «Ни за что не скажу тебе прощай» — на стихи Бродского. Сами пошутили — сами посмеялись.
В последнее время наметилась тенденция популяризации произведений русских поэтов в музыкальной среде. Например, многим понравился альбом на стихи Мандельштама «Сохрани мою речь навсегда». Нет ли у Аффинажа в планах преподнести слушателям известные строки в собственном музыкальном прочтении? Кто бы это был и почему?
У меня была мысль облачить в музыкальные одежды некоторые стихи Игоря Северянина — одного из моих любимых поэтов Серебряного века. Но пока что это так и осталось на уровне затеи «А что, если спеть эти стихи?»
Вы известны своими музыкальными экспериментами. Сейчас у группы Аффинаж идет работа над новым альбомом. Приоткройте завесу тайны: чего ожидать от вашего звучания в будущем? Продолжите ли выпускать концептуальные релизы или пойдете по новому пути?
Новый релиз будет грандиозным, насыщенным, сложным. Наверное, это пока что самая многоуровневая работа и музыкально, и содержательно. И… да, это снова история. С одной стороны — не терпится явить его миру, с другой — хочется дать ему настояться, отлежаться, окрепнуть.
В интервью курскому журналу Mors вы рассказывали, что настроение ваших композиций достаточно сумеречное, однако вы стремитесь к внутренней гармонии, как в творчестве, так и в жизни. Изменилось ли что-то за последнее время в настроении ваших песен — например, на готовящемся релизе?
Один наш хороший умный друг сказал нам: «Ваша музыка природна, в ней много борьбы, состязания как с миром, так и с собой». Я склонен согласиться, потому как сколь бы ни было в мире потрясений, стихий, войн, сумасшествий — всё это борьба за баланс, поиск гармонии, а вся сокрушительность мира — как болезнь роста, муки совершенствования.
В ноябре 2020 года у группы Аффинаж вышел совместный трек «Спой мне» с кантри-рэп коллективом «Заточка», что для многих оказалось неожиданным сочетанием. Расскажите, как вам пришла в голову идея этого фита, какова история песни?
Я люблю «Заточку», знаком с Юрой (вокалистом и автором). И ребята, зная о моей симпатии, захотели слышать мой голос в своей композиции. Вот и всё! И готово.
После прослушивания ваших студийных альбомов возникает желание чаще видеть такие самобытные группы на отечественной сцене. Однако, по мнению многих слушателей, российская музыкальная индустрия далеко не всегда радует качественной музыкой. Как вы думаете, так ли это? Если да, то почему это происходит, как с этим бороться, да и стоит ли?
Бороться нужно не с этим, а с собой. Со своей нелюбознательностью, со скудностью бэкграунда, со слабенькой наслушанностью. Как только возрастёт уровень притязаний, как только слушательские требования оторвутся от пыльного плинтуса, как только произойдёт хоть какая-то эволюция рядового потребителя — тотчас и количество качественного интересного музыкального продукта (уф, так это звучит казённо — «музыкальный продукт», но уж что поделать!) вырастет. Талантливых музыкантов много. Интересной музыки не так уж и мало. Только пока что она не особо нужна массовому слушателю.
По вашим же собственным словам, через творчество группы красной нитью проходит фраза «Для счастья моего эта жизнь мала». А что для вас счастье, для которого мала жизнь?
А вот это необъяснимые вещи. О них нельзя в застольной бытовой прозе.
Благодарю вас за ответы и за ваше время. Удачи вам и вдохновения!
Текст: Елена Павлова
Фото: Анна Мощенко