Мы хотим вспомнить об одном культовом человеке и его влиянии на новейшую историю звуковой индустрии.
Карьера Брайана Дэвида Вига начиналась более чем скромно. Он барабанил в нескольких никому не известных гаражных бандах, а потом стал работать при студии в городе Мэдисон. Ранние потуги Бутча для своих групп, друзей и соседей были путём проб и ошибок, но со временем вылились в интерес (переросший в одержимость) к манипуляциям со звуком. Его известность росла, как снежный ком, а имена в списке его клиентов становились всё громче и громче.
Работа над альбомами коллективов уровня Die Kreuzen вылилась в сотрудничество с Urge Overkill, потом Sonic Youth, потом Smashing Pumpkins, а потом и Foo Fighters. И при всём этом Виг как-то смог найти время для пяти альбомов Garbage со своим давним другом и партнёром Стивом Маркером, товарищем по группе Дюком Эриксом и фронтвумен-находкой Ширли Мэнсон.
Здесь мы выбрали девять самых важных альбомов, спродюсированных Бутчем Вигом, которые помогли сформировать альтернативный рок.
Killdozer – Little Baby Buntin’ (1987)
Прежде, чем Бутч Виг сделал громкую музыку доступной, ему сначала нужно было сделать её внятной и вменяемой. Этот навык он отточил на неотёсанных рокерах из Мэдисона группе Killdozer, чья ранняя версия гранжа сочетала элементы панка, металла и странноватые вульгарные тексты — что-то среднее между The Dead Kennedys и Butthole Surfers. Виг приложил все усилия, чтобы почистить удивительные истории Майкла Геральда от «белых говнюков», в результате чего третий альбом стал помедленнее и заблистал песнями вроде «The Puppy», «Ballad of My Old Man» и кавером на «I Am…I Said» Нила Даймонда. Это стало предвестником его более позднего сотрудничества с такими шумными ваятелями, как TAD и Helmet.
Nirvana – Nevermind (1991)
Бутч Виг помог второму альбому Nirvana стать каноничной альт-роковой записью ранних 90-х. Последовавшая волна подражателей не даст соврать: комбинация громкого рока в студии и чуйка на поп-хиты в продюсерской комнате результировала песнями, которым есть чем зацепить слушателей даже два десятилетия спустя.
Young Fresh Fellows – Electric Bird Digest (1991)
Потребовалось ещё несколько лет, альбомов и исполнителей прежде, чем Бутч Виг смог стать добротным Скоттом Литтом для своих REM, но именно Young Fresh Fellows стали его первым полноправным экскурсом в мелодичный колледж-рок. С самого начала карьеры эти адепты пауэр-попа из Сиэттла умудрялись сидеть на двух стульях, лавируя между влияниями Джона Уэсли Хардинга и They Might be Giants. На третьем альбоме их звучание проникнуто серьёзностью и мировой скорбью, и этой эмоциональной тяжестью они обязаны сидевшему за штурвалом Вигу. Благодаря ему Скотт МакКохи и компания легко перемещались между прото-эмо («Looking Around», «Fear Bitterness and Hatred») и более шутливым роком («Hillbilly Drummer Girl»).
Sonic Youth – Dirty (1992)
«Dirty», первая из двух совместных работ Вига и Sonic Youth, пришлась для нью-йоркских нойз-рокеров на период перемен. После «прорыва» с «Daydream Nation» (1988) и более скромного «Goo» (1990), Sonic Youth решили сменить саунд, объединившись с Бутчем в качестве продюсера и Энди Уоллесом в качестве звукорежиссёра (кстати, та же команда работала над «Nevermind»). Хотя музыка была крепким замесом альтернативного рока аля Goo с нотками «юсовского» ноу-вейва, Виг всё ещё находился под влиянием собственной работы с Nirvana, и сосредотачивался на чистых записях с отчётливыми звуковыми структурами — элемент, являющийся фирменным почерком Бутча. «Dirty» также является единственной записью, на которой появляется Иэн МакКей из Minor Threat/Fugazi — он подыграл на гитаре в песне «Youth Against Fascism».
Smashing Pumpkins – Siamese Dream (1993)
Все уже много раз слышали историю «Siamese Dream», мятежного шедевра Smashing Pumpkins, и во многом благодаря самому Вигу, во время своей работы наблюдавшему за группой, балансировавшей на грани распада. Дарси Рецки и Билли Корган сторонились остальной группы, Джеймс Иха ни с кем не общался, а Джимми Чемберлин находился в то время в плену серьёзной зависимости. Учитывая всё это, то, что альбом вообще появился на свет, можно считать чудом, и за это нужно во многом благодарить самоотдачу Вига. Он и Корган собрали его практически самостоятельно, иногда уделяя целую неделю минутному отрезку, что делало процесс записи музыки похожим на создание покадровой анимации. Результат, впрочем, оказался безупречно громким, невероятно плотным и прекрасным в своём ошеломительном блеске. Это лучший сборник синглов в истории группы, определяющая работа для альтернативного рока и просто одна из лучших записей 90х.
Freedy Johnston – This Perfect World (1994)
Многие из работ Бутча Вига определяются громкими гитарами с выкрученным на полную перегрузом. Однако за эти годы он отвечал и за куда более тихие релизы, совсем непохожие на великий гранжевый саунд «Nevermind». В 1994-м году он объединился с Фриди Джонстоном, на чьих ранних песнях перегруз появлялся только эпизодически, чаще использовался чистый звук или же обворожительная акустика. Сделать хит из чего-то тонкого и тихого, в конце концов, гораздо сложнее, чем из шумной песни.
Garbage – Garbage (1995)
После продюсирования несчётных безыскусных рок-групп и вдохновившись растущей в то время популярностью электронных артистов, Виг почувствовал зуд взяться за старое и соорудить что-нибудь такое самому. Он стал играть со своими старыми товарищами по группе Spooner Стивом Маркером и Дюком Эриксоном, а также рекрутировал Ширли Мэнсон из шотландской банды Angelfish. Результат представлял собой вариации на тему творчества The Clash («Stupid Girl»), трип-хоп на стероидах («Queer»), дурашливый танц-поп («Only Happy When it Rains») и обработанный до невозможности блюз-рок («Vow»). Несмотря на стилистические скачки, этот яркий дебют стал международным открытием и превратил знойную готичную Мэнсон в полноправную звезду.
AFI – Sing the Sorrow (2003)
На «Sing the Sorrow» группа AFI стала тем, чем должна была — монстром-универсалом, способным на скорость и ярость («Dancing Through Sunday», «Death of Seasons»), но также комфортно себя чувствующим в умеренных темпах («The Great Disappointment»). То, как гитара Джейда Пьюджета (будь то риффы или перебор, чистый или перегруженный звук) сливается с мелодиями Дэйви Хэвока превосходит всех, кто пытался им подражать. AFI так больше никогда и не повторили саунда в таком совершенстве.
Foo Fighters – Wasting Light (2011)
К 2011-му году барабанщик Nirvana Дэйв Грол, ставший фронменом Foo Fighters, прошёл в своей карьере фазу «зашибить побольше бабла» и наконец добрался до творчества и экспериментов. Для Грола, однако, это не значило экспериментировать вне поп-роковой песенной структуры или раздвигать границы жанра, но исследовать музыкальную историю разнообразными способами. Он приступил к ряду документальных проектов, включая, возможно, слишком амбициозный сериал на HBO, который был интереснее, чем запись, которой был посвящён (серьёзно, Sonic Highways не стоит потраченного времени). Грол и Foo Fighters заперлись в гараже и соорудили запись, используя исключительно аналоговое оборудование. Чтобы потянуть всё это, Грол, впервые со времён «Nevermind», снова объединился с Вигом. Как говорят, продюсеру пришлось заново осваивать устаревшие техники звукозаписи, которые он успел подзабыть с начала своей карьеры. Что же до самих Foo Fighters, они усилили состав, вернув в него гитариста Пэта Смира и написали одни из самых крутых песен в своей истории.