Мы понимаем, что нот всего 7, но всё же… есть маза, что это откровенная кража.
Эд Ширан VS всех
Ещё один случай плагиата, попавший в заголовки газет — Эд Ширан, уплативший иск в 20 миллионов долларов, согласно которому он «нота в ноту» скопировал песню Мэтта Кардла «Amazing», чтобы сделать из неё припев для своего хита «Photograph». Справедливости ради, с этим решением трудно не согласиться, потому что любой человек, который хоть немного понимает в вопросе, решил бы, что эти две вещи совершенно идентичны. Послушайте сами:
Для Эда ситуация не нова — он всё ещё является ответчиком по делу, где обвиняется в том, что он скопировал хит Мавина Гея 1973 года «Let’s Get It On» в своей песне «Thinking Out Loud».
И будто всего предыдущего было недостаточно, ему пришлось взять в соавторы создателей песни TLC «No Scrubs» для «Shape Of You», предположительно для того, чтобы избежать иска за то, что он (предположительно) скопировал классику R&B для бриджа перед припевом.
Oasis vs Стиви Уандер
Oasis уже приходилось улаживать дело о плагиате в связи с дебютным альбомом «Definitely Maybe», в результате которого манчестерцы выплатили группе The New Seekers 500.000 долларов. Суд признал, что припев в «Shakermaker» был украден из песни «I’d Like to Teach the World To Sing». Второй альбом «(What’s The Story) Morning Glory» был на стадии прогонки в СМИ, когда Стиви Уандер услышал трек «Step Out», сильно инспирированный песней «Uptight (Everything’s Alright)». Уандер затребовал 10% роялти, которые в конце концов получил — позже трек был выпущен в качестве би-сайда, а Уандер был указан как один из соавторов.
Spirit vs Led Zeppelin
Гитарист Spirit Рэнди Вулф почти всю жизнь вяло судился с Led Zeppelin из-за очевидного сходства между треком его группы 1968 года «Taurus» и хита Led Zeppelin 1971 года «Stairway to Heaven». Но в 2014-м году попечитель его имущества наконец подал иск против Джимми Пэйджа и Роберта Планта за нарушение авторских прав. Разговоры, что Led Zeppelin подрезали у Spirit знаменитый гитарный ход ходили годами, но судья постановил, что они невиновны. Послушайте оба трека и посудите сами, как вам кажется.
Сэм Смит vs Том Петти
Редкий пример дела, закончившегося полюбовно: в январе 2015 года было объявлено, что Сэм Смит и лейбл Тома Петти пришли к соглашению, что Петти и Джефф Линн будут указаны как соавторы и получат 12,5 процентов прибыли от продаж после того, как было установлено сходство между хитом Смита «Stay With Me» и песней Петти 1989 года «I Won’t Back Down». Петти повёл во всей этой истории очень симпатично: «Годы моего опыта в написании песен показывают, что такое случается. В большинстве случаев ты успеваешь их перехватить прежде, чем они покинут студию, но тут не получилось. Люди Сэма отнеслись к делу с пониманием и мы легко пришли к соглашению». Смит заявлял, что он никогда не слышал песню Петти до того, как написал «Stay With Me», но если послушать их обе, то что-то в это не верится.
Марк Ронсон vs The Gap Band
Как только победоносный «Uptown Funk» Марка Ронсона покорил все чарты, люди стали замечать, что все продюсерские песни, были написаны под впечатлением от слегка забытых композиций. Марк легко признал многие из них и вскоре в титрах «аптауна» появились авторы песни The Gap Band «Ooops Up Side Your Head».
Elastica vs Wire
Бритпоп вообще в большинстве случаях — это группы, вдохновляющиеся творчеством других групп, но немногие занимались подражанием, которое, как известно, является самой искренней формой лести, в таких масштабах как Elastica. На них подавали в суд за нарушение авторских прав многие коллективы, включая The Stranglers и их «Waking Up», которая удивительно напоминала «No More Heroes», Wire, которые указали, что «Line Up» схожа с песней «I Am The Fly». Но самым очевидным было вступление к «Connection», как вы можете услышать ниже, бесстыдно позаимствованное из «Three Girl Rhumba» всё тех же Wire.
Кэти Перри vs Сара Бареллис
Песня Бареллис вышла в апреле 2013ого и снискала ей определенную популярность, достигнув 31 места в топ-100 Billboard. Четырьмя месяцами позже вышла песня, с которой Кэти Перри с пафосом возвращалась на сцену, и слушатели заметили между ними некоторое сходство, или, более техническими словами: подложка обеих песен была идентичной. Однако никаких исков не последовало, Барелли прокомментировала это так: «Кэти мой друг, мы знаем друг друга уже долгое время, она даже писала мне об этом». Со стороны Перри соавтор Доктор Люк написал твит, что трек «Roar» был сочинён и написан до того, как вышла «Brave».
Killing Joke vs Nirvana
Музыканты Killing Joke говорили, что основной гитарный рифф знаменитой «Come As You Are» был стырен из их песни «Eighties», однако сведения о том, что случилось дальше, разнятся. Кто-то говорит, что группа так и не подала формальный иск, кто-то говорит, что подали, но он либо был отвергнут судом, либо отклонён в связи с последовавшим самоубийством Кобейна. Джорди Уокер, гитарист Killing Joke, говорил в интервью, что кража была «очевидна для всех».
Coldplay vs Джо Сатриани
Суперхит Coldplay «Viva La Vida» вызвал претензии с неожиданной стороны: легендарный гитарный кудесник Джо Сатриани предположил, что трек существенно схож с его песней «If I Could Fly». Британцы всё отрицали и иск был отклонён. Возможно, это совпадение, но Coldplay были и ранее замечены в том, что «вдохновляются» чужими песнями: «In My Place» очевидно отсылает к «Dreams Burn Down» группы Ride, а «Fix You» как-то уж очень перекликается с «Grace Under Pressure» Elbow.
The Beach Boys vs Чак Берри
Многие скажут, что едва ли есть на свете рок-н-ролльщик, который бы не заимствовал у Чака Берри, но Beach Boys сделали это чуть более очевидно, чем остальные. Изначально единственным автором сингла был указан Брайан Уилсон, но после того, как трек послушали люди с ушами, права быстро были переданы Чаку Берри и его издателю Arc Music.
Jet vs Игги Поп
Никто никогда и не упрекал Jet в оригинальности, но на «Are You Gonna Be My Girl» они в полном комплекте слизали бас и барабаны с хита Игги Попа «Lust For Life». И всё же, да же если ты что-то украл, это можно сделать со вкусом — и песня стала для австралийских рокеров большим успехом.
Вилли Диксон vs Led Zeppelin
Led Zeppelin часто обвиняли в заимствовании у блюзменов, которыми они вдохновлялись, в частности, треком «Bring It On Home» (она была скопирована с песни Вилли Диксона с таким же названием) и «The Lemon Song» — обе были объектами успешных исков от Arc Music. Однако, что самое удивительное, третья песня с этого альбома (и одна из их самых известных) — тоже, очевидно, была слизана: и текст и мелодия «Whole Lotta Love» взяты с диксоновской (да, снова он) «You Need Love». В результате позднейшего давления он был вписан как соавтор. Но тот самый рифф всё равно написал Джимми Пэйдж (с непосредственной помощью дьявола, конечно же).
The Rubinoos vs Аврил Лавин
Хит «Girlfriend» Аврил Лавин имел оглушительный успех (более 340 миллионов просмотров на YouTube), но, думается, она знала, что всё получится, потому что основной мотив уже хорошо себя зарекомендовал. Томми Данбар и Джеймс Гэнгвер из пауэр-поп команды семидесятых The Rubinoos предположили, что ее песня является заимствованием с их «I Wanna Be Your Boyfriend» (оценили иронию?), и в 2008-м году дело было решено через суд.
Том Петти vs The Strokes
У бедного Тома Петти и раньше уже воровали песни: вступление к изумительной «Last Nite» несомненно схоже с «American Girl» за авторством Тома и The Heartbreakers — впрочем, нью-йоркская группа никогда этого и не отрицала. В интервью 2006-го года журналу Rolling Stone Петти прокомментировал это так: «The Strokes взяли «American Girl»… у них как-то брали интервью, где они это признали. Я тогда очень смеялся. Типа, ну ок, пусть будет так, меня это не очень волнует». Говорил это совершенно искренне, потому что The Strokes были приглашены в качестве группы на разогрев на несколько концертов Петти: хоть у кого-то всё заканчивается хорошо.
Radiohead vs The Hollies
Пожалуй, один из самых неожиданных пунктов в списке: на Radiohead был подан успешный иск от Альберта Хаммонда и Майка Хэйзлвуда в связи со схожестью их песни «The Air That I Breathe» (хита 1973 года группы The Hollies) и «Creep» оксфордской группы. Да, у этих двух действительно одинаковая аккордовая последовательность, но она достаточно распространённая, а мелодически они похожи, но не более того. Впрочем, Том Йорк и компания, видимо, не очень этим обеспокоились: «Creep» вывел их на орбиту, так что, даже если так, оно того стоило.