Почти 10 лет назад, удачно вытянув счастливый билет в мейнстрим после победы на рэп-баттле, задолго до того как это стало стандартной схемой получения хайпа, Noize MC завоевал огромную аудиторию разноплановых слушателей благодаря смешиванию популярных, но трудно совместимых между собой жанров. От любви к Nirvana он стал играть гранж, от Prodigy появился речитатив и скрэтч, в его треках нашлось место и попсе и альтернативе, из-за чего аудитория росла, а критики отмечали невиданный доселе микс жанров для отечественного исполнителя. Музыкант проложил собственный уникальный путь в шоу-бизнесе, в котором его необычная личина «то ли рэпер», «то ли рокер» и непопадание под привычные форматы только усложняло путь наверх.
На новом альбоме «Царь горы» Noize MC предстает уже состоявшейся личностью и творцом; он находится на вершине, и перед ним непроизвольно маячит мысль о возможном скатывании вниз, которого многие, задрав головы, ждут. Заметно, что его бунтарство во многом прошло, а диссы и злые тексты давно уступили место сперва социально-политическим темам, затем – рефлексии. Но все это осталось в рамках массово-ориентированного продукта, которому требуется свободно поглощаться потенциальным слушателем.
При прослушивании красной линией проходит тема «правил игры» современного шоу-бизнеса и хип-хопа в частности. Как представитель старой школы Нойз справедливо противопоставляет себя ребятам новой, модным гэнгста- и клауд рэперам. В треке «Стэнли запишет хит» критикуется стиль жизни современных рэп-исполнителей, хотя тут используются как раз приемы новой школы – автотюн и читка под лайтовый бит. Песня заканчивается шаблонным звуком выстрела, как и на последнем альбоме Oxxxymiron’а, причем это не последнее сравнение с ним. Noize признавался, что ему понравился «Горгород» и на «Царе горы» заметно влияние этого диска: уже следующий одноименный трек использует прием прямой речи и частой смены интонаций, как в «Где нас нет», только исходящей от одного человека. Эта композиция является смысловым центром альбома, критикующая обманчивую суть шоу-бизнеса, а театрализованное звучание клавишных только усиливает атмосферу маскарада и притворства.
Материал привычно полон разнообразных решений: есть место и танцевальным семплам и нойзовым эффектам, музыкант никогда не боялся использовать на полную многообразие музыкальных элементов и составлять свой собственный звуковой паззл из неподходящих частиц. Особенно выделяется в этом плане «Face A La Mer», софтовая ритм-секция которой неожиданно сменяется на ритмичную электронную мелодию и последующий эпичный риффовый припев на французском языке.
Помимо стандартных песен имеются целиком повествовательные композиции, в которых у Ивана довольно неплохо получается работать с механикой истории, особенно хорошо удалось нагнетание напряжения в треке «Всё OK», отсылающее по ощущениям к работам композиторов в голливудских триллерах золотого века. Парочка хитов для широкой публики также наберется: танцевальная «Чайлдфри» с вызвавшим ажиотаж фитом с Монеточкой, в припеве которой можно услышать достойный русской эстрады бит, опенер «Make Some Noize» с фирменными фишками и хуками ранних работ и драм-н-бэйсовый «Кислотный дождь». Во второй части альбома куда больше места уделяется лирическим песням, в ход идет акустическая гитара и на них чувствуется, что это ближе Нойзу образца 2016. Только вот тут оказывается куда больше филлеров и проходных треков: лирические композиции не цепляют, им не хватило откровенности, глубинных переживаний и дилемм артиста, в итоге не вызвав никаких эмоций, не то чтобы катарсиса.
Распыляясь на множество жанров, Нойз не достигает вершин ни одного из своих музыкальных амплуа в отдельности: как рэпер он далеко не самый лучший текстовик и технарь, хилое флоу которого зарифмовано квадратами, а от рокера в музыке Нойза лишь отдельные риффы – ничего инструментально выдающегося или техничного. Но тут стоит напомнить, что проект Noize MC максимально популярная музыка, аудитория которого в преимуществе подростки, а значит это гарантирует кое-какие поблажки.
Кажется, с возрастом Иван уже слетел с безумного хайп-поезда, достаточно перевернув игру в прошлом, чтобы иметь лишь косвенное отношение к ней, но при этом оставаться значительной фигурой. Noize MC становится все более форматным, продолжая делать легкодоступный материал без малейшего порога вхождения. Художник уже давно сыт, его творческие переживания совсем не задевают, агрессия в «боевиках» смотрится натянуто, а роста качества как такового не заметно – только разнообразия, что далеко не одно и то же.
«Царь горы» понравится многим, релиз завоюет новых поклонников и пополнит копилку свежими хитами, но серьезного слушателя ему нечем зацепить и ни малейшей основательной критики он не выдерживает. Ничего кроме будничного развлечения альбом не может предложить, но, правда, взамен ничего от слушателя и не требует.
Царь горы все еще на вершине, но на такую вершину вряд ли многие захотят претендовать.
Автор: Алекс Андер
Дата выхода: 16 декабря 2016
Лейбл: Universal Music
Треклист:
01. Make Some Noize
02. Стэнли запишет хит
03. Царь горы
04. Эмпайр Стэйт
05. Гвозди (feat. atlantida project)
06. Грабли
07. чайлдфри (feat. монеточка)
08. Face A La Mer
09. Всё ОК (feat. Miss Baas)
10. Джеймесон
11. Питерские крыши
12. Кислотный дождь
13. Любимый цвет
14. !L!VE!