.

17.12.2016

Рецензия на Noize MC — «Царь горы» (2016)

noize-mc_car-gori-2016

Почти 10 лет назад, удачно вытянув счастливый билет в мейнстрим после победы на рэп-баттле, задолго до того как это стало стандартной схемой получения хайпа, Noize MC завоевал огромную аудиторию разноплановых слушателей благодаря смешиванию популярных, но трудно совместимых между собой жанров. От любви к Nirvana он стал играть гранж, от Prodigy появился речитатив и скрэтч, в его треках нашлось место и попсе и альтернативе, из-за чего аудитория росла, а критики отмечали невиданный доселе микс жанров для отечественного исполнителя. Музыкант проложил собственный уникальный путь в шоу-бизнесе, в котором его необычная личина «то ли рэпер», «то ли рокер» и непопадание под привычные форматы только усложняло путь наверх.

На новом альбоме «Царь горы» Noize MC предстает уже состоявшейся личностью и творцом; он находится на вершине, и перед ним непроизвольно маячит мысль о возможном скатывании вниз, которого многие, задрав головы, ждут. Заметно, что его бунтарство во многом прошло, а диссы и злые тексты давно уступили место сперва социально-политическим темам, затем – рефлексии. Но все это осталось в рамках массово-ориентированного продукта, которому требуется свободно поглощаться потенциальным слушателем.

При прослушивании красной линией проходит тема «правил игры» современного шоу-бизнеса и хип-хопа в частности. Как представитель старой школы Нойз справедливо противопоставляет себя ребятам новой, модным гэнгста- и клауд рэперам. В треке «Стэнли запишет хит» критикуется стиль жизни современных рэп-исполнителей, хотя тут используются как раз приемы новой школы – автотюн и читка под лайтовый бит. Песня заканчивается шаблонным звуком выстрела, как и на последнем альбоме Oxxxymiron’а, причем это не последнее сравнение с ним. Noize признавался, что ему понравился «Горгород» и на «Царе горы» заметно влияние этого диска: уже следующий одноименный трек использует прием прямой речи и частой смены интонаций, как в «Где нас нет», только исходящей от одного человека. Эта композиция является смысловым центром альбома, критикующая обманчивую суть шоу-бизнеса, а театрализованное звучание клавишных только усиливает атмосферу маскарада и притворства.

Материал привычно полон разнообразных решений: есть место и танцевальным семплам и нойзовым эффектам, музыкант никогда не боялся использовать на полную многообразие музыкальных элементов и составлять свой собственный звуковой паззл из неподходящих частиц. Особенно выделяется в этом плане «Face A La Mer», софтовая ритм-секция которой неожиданно сменяется на ритмичную электронную мелодию и последующий эпичный риффовый припев на французском языке.

Помимо стандартных песен имеются целиком повествовательные композиции, в которых у Ивана довольно неплохо получается работать с механикой истории, особенно хорошо удалось нагнетание напряжения в треке «Всё OK», отсылающее по ощущениям к работам композиторов в голливудских триллерах золотого века. Парочка хитов для широкой публики также наберется: танцевальная «Чайлдфри» с вызвавшим ажиотаж фитом с Монеточкой, в припеве которой можно услышать достойный русской эстрады бит, опенер «Make Some Noize» с фирменными фишками и хуками ранних работ и драм-н-бэйсовый «Кислотный дождь». Во второй части альбома куда больше места уделяется лирическим песням, в ход идет акустическая гитара и на них чувствуется, что это ближе Нойзу образца 2016. Только вот тут оказывается куда больше филлеров и проходных треков: лирические композиции не цепляют, им не хватило откровенности, глубинных переживаний и дилемм артиста, в итоге не вызвав никаких эмоций, не то чтобы катарсиса.

Распыляясь на множество жанров, Нойз не достигает вершин ни одного из своих музыкальных амплуа в отдельности: как рэпер он далеко не самый лучший текстовик и технарь, хилое флоу которого зарифмовано квадратами, а от рокера в музыке Нойза лишь отдельные риффы – ничего инструментально выдающегося или техничного. Но тут стоит напомнить, что проект Noize MC максимально популярная музыка, аудитория которого в преимуществе подростки, а значит это гарантирует кое-какие поблажки.

Кажется, с возрастом Иван уже слетел с безумного хайп-поезда, достаточно перевернув игру в прошлом, чтобы иметь лишь косвенное отношение к ней, но при этом оставаться значительной фигурой. Noize MC становится все более форматным, продолжая делать легкодоступный материал без малейшего порога вхождения. Художник уже давно сыт, его творческие переживания совсем не задевают, агрессия в «боевиках» смотрится натянуто, а роста качества как такового не заметно – только разнообразия, что далеко не одно и то же.

«Царь горы» понравится многим, релиз завоюет новых поклонников и пополнит копилку свежими хитами, но серьезного слушателя ему нечем зацепить и ни малейшей основательной критики он не выдерживает. Ничего кроме будничного развлечения альбом не может предложить, но, правда, взамен ничего от слушателя и не требует.

Царь горы все еще на вершине, но на такую вершину вряд ли многие захотят претендовать.

Автор: Алекс Андер

Дата выхода: 16 декабря 2016
Лейбл: Universal Music

Треклист:

01. Make Some Noize
02. Стэнли запишет хит
03. Царь горы
04. Эмпайр Стэйт
05. Гвозди (feat. atlantida project)
06. Грабли
07. чайлдфри (feat. монеточка)
08. Face A La Mer
09. Всё ОК (feat. Miss Baas)
10. Джеймесон
11. Питерские крыши
12. Кислотный дождь
13. Любимый цвет
14. !L!VE!

Смотрите также
Рецензия на альбом Пустяки «Не спать» (2018)

Пустяки

Не спать

Рецензия на Arctic Monkeys — Tranquility Base Hotel & Casino (2018)

Arctic Monkeys

Tranquility Base Hotel & Casino

Рецензия на Janelle Monáes — Dirty Computer (2018)

Janelle Monae

Dirty Computer

Рецензия на Eels — The Deconstruction (2018)

Eels

The Deconstruction


Комментарии: