Выпуск третьего аудиовизуального альбома iamamiwhoami – действительно громкое событие в интернет-зазеркалье. «Аудиовизуальный» в данном случае оказывается не маркетинговой приманкой, а вполне реальной, сущностной чертой шведского проекта.
Все началось именно с клипа, выложенного на YouTube в декабре 2009 года. Видео называлось «Prelude 699130082.451322-5.4.21.3.1.20.9.15.14.1.12», за ним, скрывая свое авторство, стояли певица Йонна Ли, продюсер Клас Бьёрклаунд и небольшая команда крепких профессионалов. Естественно, сначала публика ничего не поняла, но была заинтригована. Между тем iamamiwhoami публиковали все новые работы и напускали туману, да так умело, как, пожалуй, никому прежде не удавалось. «Были хорошие музыкальные клипы, но люди заходили на YouTube, скорее, чтобы посмотреть смешные ролики, снятые пьяными русскими. Поэтому выложить нечто, что обладало высокой художественной ценностью, и посмотреть, выстрелит ли это, было своего рода экспериментом», – вспоминала в недавнем интервью Йонна Ли.
И, как ним странно, это выстрелило. Видео с красочными природными локациями, причудливым дизайном и не менее причудливой анонимной блондинкой – чистой воды арт – собирали сотни тысяч просмотров. Группа играючи наращивала преданную фан-базу и заодно обрастала целой мифологией. Впоследствии создатели проекта открыли свои имена, а вектор их творческого развития обозначился четче. Во вселенной iamamiwhoami постепенно оформились «bounty» и «kin» – не альбомы, но мультимедийные нарративы, пусть и довольно абстрактные.
Серия клипов «Blue» возникает как естественное продолжение этой истории. Неземная Йонна Ли, одетая то в костюм из прозрачного пластика, то в пушистую накидку, грациозно движется в кадре и будто между делом включается в очередную расплывчатую драму. Теперь за ней гонятся не мохнатые существа, а персонажи, покрытые с ног до головы черным латексом. Пейзажи, с еще большим панорамным охватом, – словно набор стандартных тем Windows для рабочего стола. Здесь и сумрачные леса, и ледяные глыбы, и пальмы на пляжах с мягким песочком. Господствующая стихия – вода. Цвет главной героини – белый… Оставим домысливать эту символическую реальность поклонникам iamamiwhoami.
Музыкальная составляющая «Blue» все больше осваивает коммерческий электропоп, уверенно перенимая его характерные черты. Биты стучат громко и хлестко, бас упруго пульсирует где-то в мозгах, синтезаторы липко обволакивают нехитрые мелодии. Композиционно треки выстроены так, что успеваешь и потанцевать про себя и окунуться в безмятежный цифровой звук. В этих изящных пластмассовых декорациях нет места взрывам и пламени, зато чистого воздуха хватает с избытком. Да и Йонна Ли поет не о жгучей страсти, а о текучей податливости, готовности идти за любимым хоть на край Света.
iamamiwhoami пришли напрямую из мира цифровых технологий и соцсетей. Другое дело, что само виртуальное зазеркалье уже давно и во всю вторгается в жизнь реальную, и мечтательные шведы подтверждают это своим успехом, самым что ни на есть материальным. В первые же дни после своего релиза «Blue» взлетает на второе место в чарте iTunes. Доступ к сайту «The Blue Island», полной версии аудиовизуального альбома, стоит ни много ни мало 20 евро. И, очевидно, желающие заплатить найдутся. Все-таки красота требует жертв, даже в случае инфантильного интернет-мифа.
Автор: Павел Катаев
Дата выхода: 10 ноября 2014
Лейбл: To Whom It May Concern
Треклист iamamiwhoami – Blue (2014):
01. Fountain
02. Hunting for Pearls
03. Vista
04. Tap Your Glass
05. Blue Blue
06. Thin
07. Chasing Kites
08. Ripple
09. The Last Dancer
10. Shadowshow