В последнее время мне в рецензиях приходится часто рассуждать о музыке, которая скорее не часть большого тренда, а намеренная (и, как правило, логичная) реакция на него.
В последнее время мне в рецензиях приходится часто рассуждать о музыке, которая скорее не часть большого тренда, а намеренная (и, как правило, логичная) реакция на него. Новый альбом мечтательных американцев School of Seven Bells показывает, как такая реакция может быть важна не только самим фактом своего существования, но и тем эмоциональным фоном, который она создает.
Что такое “Ghostory”? Мечтательный вокал, проведенный через примочки, подвешенные в воздухе гитары, безотказный ритм, учитывающий музыкальную повестку дня (дабстеп и новый r’n’b), вязкий бас, прозрачные и хрупкие клавишные пассажи. Тексты – про непростую любовь, забытые мечты, глубокий сон и метаморфозы, его сопровождающие. Конечно, мне часто приходится злоупотреблять фразой, что, мол, с этими песнями можно прожить вечер, ночь, весну и зиму, но School of Seven Bells – наверное, самый яркий пример подобной ситуации. Танцевальная составляющая может отправить их прямиком на модные дискотеки, атмосферные треки – в спальню. “Ghostory” напоминает экстраверта, который, радуясь всему происходящему вокруг, любит предаваться размышлениям. В этих песнях с прямой бас-бочкой и нехитрым трехаккордьем, пропущенным через реверберацию, размышлений куда больше, чем развлечений. В этом его сила, его основной посыл, его основное орудие в борьбе за слушателя.
Совсем недавно тут речь шла об альбоме SleighBells, как шумной, но логичной реакции на торжество поп-музыки. School of Seven Bells во многом на них похожи: и не только тем, что они играют вдвоем и живут в Нью-Йорке. И те, и другие действуют практически по схожей формуле: взяв за основу простой поп-сюжет, положив его на нехитрый ритм и выкрутив все ручки право, они вскрывают эту самую поп-составляющую, размазывают ее по стене звука и размывают его потоком реверберации. Как и Sleigh Bells они чутко реагируют на происходящее в поп-музыке, при этом постоянно оглядываясь в прошлое – Cocteau Twins и Lush. Как и у Sleigh Bells музыкальная посылка тут – с двойным дном. Только если у нью-йоркцев было нагнетание обстановки перед предполагаемой резней, то тут – простые танцы с непростыми словами, которые рано или поздно придется сказать.
И именно этот момент говорит в пользу School Of Seven Bells: они не играют, не гремят бутафорскими ружьями, не ломают комедию, не нагнетают трагедию. Грубо говоря, Sleigh Bells только показывает основных действующих лиц будущего сюжета, и не факт, что этот сюжет вообще случится. School of Seven Bells же этот сюжет не только демонстрируют со всех сторон, но и сами в него погружаются: синтезаторы и примочки здесь тоскуют и фрустрируют вместе с героями. Намеренно вскрываясь и подставляясь, School of Seven Bells выигрывают. Простые и банальные вещи здесь рассказаны почти детским голосом и действуют безотказно и убедительно. И именно поэтому, как реакция на поп-музыку и ее выкладки, “Ghostory” действует безотказно: потому что не только борется с торжеством поп-культуры ее же средствами, но и, выворачивая их наизнанку, остается собой. Если уж продолжить сравнения, то Sleigh Bells делают вид, что они есть (и оттого кажутся совершенно эфемерными), а School of Seven Bells делают вид, что их нет, и потому уловить, понять и простить их намного проще, чем кого-либо из их коллег. Кристальные чувства. Ничего лишнего. И если по нынешнему поп-тренду и зазвенит когда-нибудь колокол, то начнется он именно с вот этих колокольчиков.
Треклист School Of Seven Bells — Ghostory (2012):
01. The Night
02. Love Play
03. Lafaye
04. Low Times
05. Reappear
06. Show Me Love
07. Scavenger
08. White Wind
09. When You Sing