Насколько сильно личные музыкальные предпочтения разнятся с названием вашей группы?
Николай Морозов (вокал/бас): Да они и не разнятся. Лично мое ощущение от того, что мне нравится и что мы делаем, как раз очень даже покрывается этим названием. Мы искали название полгода, наверное. Сначала хотели прилепить какое-то слово к Empire. Но все возможные варианты уже были заняты. Видимо, все хотят имперский отблеск на афишах. Потом пробовали Air Whales. Но никто не понимал, что за название мы произносим. И никто не мог его выговорить. Это был провал. Ну а Stone Submarines как-то молниеносно прижился. Почти всем. Stone — это может и отсыл в сторону The Stone Roses и вообще всех манчестерских 90-х, наверное, одной из самых крутых эпох в музыке. Мы все выросли на этой музыке: от Smiths до Oasis. Плюс, кто-то может сказать, что это кивок в сторону стоунера, который в нашей музыке, пусть и фрагментами, но присутствует. Пускай говорит. А Submarines — просто очень красивое слово. И все. Никаких ассоциаций. Никогда нашему гитаристу (который Сергей Карманов) нельзя давать даже намека на ассоциации с известной песней The Beatles, он ее ненавидит. Саму песню, а не битлов. Мы долго объясняли ему, что подлодка не обязательно должна быть желтой. Каменная подлодка никогда не будет желтой.
Расскажите как вы начали играть вместе, были же наверное другие проекты?
Знаете, не имеет смысла упоминать ранние группы молодости, ведь у каждого из нас их наберется какое-то количество. А вот фундамент Stone Submarines был заложен, когда мы с нашим гитаристом (который Алексей Моррис) играли в группе Empire. Где-то год. Это был проект, который мы сделали с гитаристом группы Blast Unit Moscow Мишей Галлахером: он пел, играл на гитаре, я был на басу, Моррис на гитаре. Играли в основном песни его сочинения, неплохой материал. И где-то год мы играли почти каждый четверг в «Кризисе Жанра». Но потом как-то надоело, и Миша ушел с головой в Blast, у них образовались серьезные планы и совмещение было невозможно. И Алексей взял творческий отпуск. Мне же хотелось продолжения. Поэтому я по форумам стал искать музыкантов с похожим пониманием музыки. Даже для Москвы тяжелая задача. Так через какое-то время ко мне присоединились гитарист Серега и барабанщик Вадим. Вот так мы втроем и начали Stone Submarines. Пару раз пробовали взять еще одного гитариста или клавишника, но как-то по разным причинам не складывалось у нас с ними. Вот так мы и подошли к первым двум концертам и записи первого EP втроем. Буквально месяц назад к нам присоединился наш экс-гитарист Empire Алексей Моррис. Теперь бы найти клавишника — будем делить расходы за репетиции на пятерых.
Если бы ваша основная аудитория состояла из хардкорных поклонников, которым за 50, то как-бы они выглядели?
Они бы выглядели довольно забавно. Мы, пожалуй, тоже.
Затрагивает ли лирика The Stone Submarines какую-нибудь необычную тематику?
Специально нет. Но есть у нас одна песня. Я попросил своего хорошего знакомого англичанина Майкла Кравченко помочь нам с текстом для песни, это, по сути, была наша первая песня Stone Submarines. Мы сыграли ее на репетиции, я напел что-то на никому не известном языке с манчестерским акцентом, чтобы обозначить вокальную партию. Записали на диктофон. Отправил Майклу. Через какое-то время он присылает текст. Песня называется Revolver. Но в ней было наверное 8 куплетов, в принципе можно было небольшую оперу сделать. Я прочитал и когда поинтересовался о чем это, то Майкл невозмутимо сообщил, что это про нашествие зомби, про парня который хочет спасти свою девушку, но из чувства самосохранения едет в безопасное место. Мы только припев переделали, потому что поменяли мелодию немного. А в целом оставили. Так что наши тексты про жизнь. Без прикрас.
Назовите ваш любимый метод того, как произвести впечатление/расшевелить толпу на концерте.
У нас не так уж много концертов было. И как-то везло, что народ шевелился. Но если не будет шевелиться, я, наверное, аккуратно подкрадусь и потыкаю гитарой, пощекочу. Если речь о, например, визуальном впечатлении, то мы хотим оставаться на сцене ненакрашенными чуваками без блесток и женских одежд. Танцевать как Моррисси или повторять солдатиками сцены из фильмов с Брюсом Ли, мне не позволяет бас-гитара, на которой иногда нужно играть. Остается музыка. Мы ищем танцевальные, качающие ритмы, при которых все знают, что нужно делать.
Есть ли у вас временной лимит продолжительности песни и количества соло, сыгранных в ней?
Мы недавно обратили внимание, что наши песни почти все по 5 с половиной минут. Я не знаю чем это объяснить. А вот что касается длительности соло или проигрышей или чего-то в этом роде, то тут главное, чтобы все было органично. Пусть в This Rhyme основная песня длится 2,5 минуты и ровно столько же потом ее заканчиваем с разными соло-запилами — нам это кажется органичным и нравится.
Сколько в среднем уходит времени на придумывание хита Stone Submarines?
Спасибо за комплимент. Песни мы придумываем все вместе на репетициях. Как правило, все начинается с какого-то интересного рифа от Сереги, а потом мы это все обыгрываем 20-ю разными способами и выбираем. А на репетициях у нас лимит времени, так что придумываем быстро.
Есть ли какая-либо необычная музыкальная фишка или направление, с которым сейчас экспериментирует вся группа?
Сейчас мы, например, довольно сильно прониклись новой волной психоделик-рока из Австралии (те же Tame Impala, Pond), из Англии (Temples, Toy), из Америки (Black Angels, новое от MGMT). Вот экспериментируем со звуком, но хотим добавить агрессии. Как если бы Лиам Галлахер пел в Tame Impala, на гитаре играл Джонни Марр, а басу Роберт Левон Бин. Так что наша фишка — это такая специальная психоделика с агрессивной гитарной подачей.
Близится летнее затишье концертных сезонов, какие у вас планы на этот период?
Все клубы наши! Будем играть для 10 зрителей и барменов. А если серьезно, то мы планируем с июня серьезно заняться новым материалом, превратить наши накопившиеся идеи и задумки в новые песни. И когда сезон откроется, мы будем готовы.
А пока сезон в самом разгаре, 18 апреля группа Stone Submarines выступит на ROCK’n’ROCKET в баре Borodach. Начало в 23:00.
Автор: Березкин Никита