«Я знаю, что как только мы отправимся в турне, я буду чувствовать себя невероятно. Каким бы тур не вышел, он мне понравится, потому что я люблю путешествовать» — говорит Адам Эвальд, шведский певец и композитор, один из первооткрывателей жанра chamber-pop в инди-музыке.
Его первое мировое турне вот-вот должно начаться концертами в Москве и Петербурге. Когда Адама спрашивают, как ему в голову пришла идея отправиться вокруг света и играть свои песни, он отвечает совсем не как новичок: «Точно также как я не ограничиваю себя никакими рамками, когда пишу музыку, я иду своим путём во всём, что касается гастролей. Я знаю, что не принадлежу к разряду тех музыкантов, которым по статусу положено кругосветное турне. Но почему это должно меня останавливать? То, что я родился в Швеции, ещё не означает, что я теперь должен давать концерты только в Швеции и неподалёку. Весь мир может быть моей сценой. Он может быть сценой для кого угодно. Идея мирового турне уже полгода витала в воздухе и, можно сказать, это естественный шаг».
Песни с первой пластинки долго оставались в секрете от широкой публики. Адам написал их все буквально в течение пары недель. Он решил сыграть их своему другу, владельцу звукозаписывающей студии в Мальмё. Тот пришёл в абсолютный восторг и заходил из угла в угол своей просторной гостинной, повторяя: «Ты должен сделать из этого что-то, ты должен!».
Так появилась первая EP пластинка. Вышла она чуть больше года назад, а за это время Адам умудрился дать концерты в разных уголках планеты, некоторые из которых обычные музыканты сочли бы странными даже для туристических поездок. Например, как-то вечером разговор зашёл о том, как здорово было бы отправиться в Японию и дать пару концертов. Этим же вечером Адам, вдохновлённый проскользнувшей идеей, связался с несколькими промоутерами и на удивление уже на следующий день был приглашён дать несколько концертов в Токио. Такой же логикой невероятной случайности прошлой осенью группа оказалась на гастролях в России, где была вынуждена ночевать на крыше и разыскивать сокровище, зарытое в одном из дворов Васильевского острова. Зимой, когда стояла такая мерзлота, что и злой хозяин собаку из дома не выгонит, Адам уверенно отправился в Китай, где, несмотря на официальные запреты на пользование фэйсбуком и прочими соцсетями, директору группы, Маше Бендер, удалось организовать концерты в Пекине и Шанхае, а также выступить на телевидении.
По возвращению из мирового турне гастрольных планов у Адама более чем достаточно, но карты он пока не раскрывает, ловко ускользая от всех расспросов. Просочилась информация, что он якобы уже записал новый альбом, который выйдет в феврале. «Для меня очень важно сохранить естественное звучание инструментов, так чтобы создавалось ощущение присутствия. Думаю, что новый альбом будет очень близок к этому, на нём можно услышать касание струн пальцами, скрипящие половицы, дыхание музыкантов» — говорит Адам. Кроме него, дыхание на новом альбоме принадлежит ещё четверым людям — скрипачке Кэролайн Карпинска, виолончелистке Герде Холмквист, контрабасисту Кристофферу Шанади и пианисту-виртуозу Альбину Йоханссону. Они и создают звучание настоящего классического камерного оркестра, которое едва ли можно ожидать от поп-бэнда, даже с приставкой «инди». Это мягкость, близость, пролёты тишины в касании струн и пальцев, делающие саундтрек для тихого европейского фильма.
Но те фильмы, которые Адам по-настоящему хотел бы посмотреть, это те, что можно увидеть в окне поезда: движущиеся картинки жизни в дороге, где всё существует в поле зрения временно, до смены следующего кадра. «Тур напоминает кино», — говорит Адам. Мы смотрим фильмы, потому что они восполняют в нас то, чего не происходит в реальности. Мы смотрим фильмы как сон, который, говоря языком суеверий, должен стать вещим. Но до того как у нас появились кинотеатры, люди садились в поезда и позволяли вещам обретать свой смысл. Прототип кино — окно поезда, любое путешествие — это киносеанс, а поход в кино рискует превратиться в долгий путь. Так же как простой разговор может обернуться кругосветным турне, если разговор ведётся в присутствии Адама Эвальда.
Я пишу это поздней ночью в Петербурге, слушая первые студийные миксы, которые Адам прислал мне из Копенгагена, я вспоминаю моменты близости, которые разделяла с акустическим Диланом, Джони Митчелл и Нилом Янгом. Музыка, играющая в моих наушниках сейчас, имеет другой корень, но тёплый близкий звук возвращает ощущение от старых записей: присутствие в комнате с человека, готового отправиться в путь.
Пусть это покажется старомодным, но, может, это заложено в природе музыки: быть скитальцем, не искать покоя, всегда быть в пути. В качестве опытного трубадура, Адам Эвальд готов выйти на дорогу и на сцену.
Автор: Ксения Циммерман
Ближайшие концерт Адам Эвальда пройдут 28 октября в Санкт-Петербруге (VynillaSky Bar) и 31 октября в Москве (Март).