18 и 19 октября в Сан-Франциско, а именно на острове Treasure Island, состоялся ежегодный фестиваль Treasure Island Music Festival. Это главное музыкальное событие года в районе San Francisco Bay Area. В первый день выступали Outkast и Janelle Monáe, но я смог побывать лишь во второй день и увидеть Massive Attack, об этом и буду рассказывать.
Treasure Island находится в заливе Сан-Франциско, между Оклендом и Сан-Франциско, и попасть туда можно только на машине или автобусе, проехав по мосту San Francisco-Oakland Bay Bridge, который соединяет два крупнейших города Bay Area. Раньше на Treasure Island были военные поселения, а сейчас на этом острове с удовольствием селятся русские. Жилье здесь стоит относительно дешево. Территория вокруг места проведения фестиваля довольно пустынна, и бывшие военные дома напоминают пионерлагерь где-нибудь в Крыму. Сам же фестиваль вызывает ассоциации с Пикником Афиши: на его территории возведены две сцены, есть зона фудкорта, магазины всяких бесполезных вещей и прочие развлечения на любой вкус. А вместо Москвы-реки залив, но к нему выйти нельзя, зона фестиваля ограждена решеткой. Едва ты проходишь контроль, как сразу попадаешь на выжженную под калифорнийским солнцем поляну, на которой и яблоку негде упасть. Тебя окружают люди разных возрастов и цвета кожи, все пьют пиво или сидр, едят фастфуд на любой вкус, будь то гирос, бургер или вегетарианский сэндвич. И куда бы ты ни зашел, везде почувствуешь запах травы. Посреди поляны стоит огромная статуя женщины, привезенной сюда с фестиваля Burning Man, проходящего в пустыне Невады. Рядом со второй сценой (Tunnel) стоит чертово колесо, и если ты желаешь любоваться окрестностями Bay Area и слушать музыку, катаясь в небе по кругу, то будь добр заплатить 5 баксов и отстоять в очереди час. К вечеру чертово колесо подсвечивается то красно-белыми, то сине-зелеными огнями и превращается в коловрат. Вторая сцена располагается справа от главной, совсем близко, так что на свои передвижения от сцены к сцене ты тратишь не больше двух минут. И пока на одной выступает группа, на другой – тишина. Кстати о тишине. За фудкортом есть зона Silent Frisco, где играют диджеи, и если ты хочешь поучаствовать в этом дискаче, ты должен надеть наушники. Со стороны эта зона похожа на дом сумасшедших, где все тусуются в своих наушниках, и без них ты слышишь только тишину.
Мы приехали на фестиваль к 17 часам. То есть, мы пропустили White Denim, Banks, The New Pornographers, и черт с ним, вряд ли вам было бы интересно о них читать. На второй сцене играл Chet Faker, но нам было совершенно на него наплевать, к тому же сперва надо было выпить сидр, найти сортиры и разобраться что к чему. Пробираясь через запах травы, разношерстную толпу угорающих американцев и горки мусора, я вышел к главной сцене в ожидании TV On The Radio. У этих парней было 40 минут на то, чтобы оправдать мои ожидания, и они со своей задачей справились. Даже, несмотря на то, что они не сыграли Province, Will Do, I Was A Lover, которые я ждал. Зато сыграли свои охренительные танцевальные боевики Golden Age и Dancing Choose, которые вынесли с одного удара. Вообще TV On The Radio действительно оказались невероятно хороши живьем. Единение фанка и альтернативного рока как единение белых и черных, которые танцевали в обнимку или просто вплотную друг к другу. И хотя от сцены я был далеко и мог разглядеть лица музыкантов только на экране, музыка звучала так, будто я находился в первом ряду. Вибрации и пульсации взяли тело в танцевальный плен и не отпускали до конца сета. И в этом ритме я продвигался вперед, оставляя позади себя афроамериканцев с цветами на голове, хипстеров с прическами из Чоп-чопа и красивых американок, японок и мексиканок. Кульминацией для всех стала Wolf Like Me, добавившая в это радостное пекло немного грозного оттенка. А между тем солнце убегало за горизонт и на поехавший от музыки Treasure Island медленно опускались предзакатные сумерки.
После TV On The Radio выступала группа Poliça, о которой я прежде мало что знал. Эти ребята добавили кислоты и, кажется, переборщили с ней. Их музыка напоминала смесь Massive Attack и Lorde. Ломаные тягучие ритмы, электронные нео-психоделические звуки, аналоговые синтезаторы и голос Channy Leaneagh в совокупности являли собой попытку устроить тут шаманский обряд, но было отчетливо слышно, что не шаманы они никакие, а лишь только стараются ими быть, пусть и местами удачно. Тем не менее, под Molly зашло хорошо. И время было на их стороне. Пока играла Poliça, стало совсем темно, и чертово колесо так дьявольски засияло своими кислотными огнями.
Следом на главной сцене появились alt-J. Но Джо Ньюман запел так фальшиво, что мы ушли в зону Silent Frisco слушать раггу-джангл в наушниках. Так что о группе alt-J я вам ничего не расскажу. Зато вверну пару слов о Washed Out, которые выдворили нас из диджейского ада и окатили добром и своими романтическими мотивами. Песня It All Feels Right прозвучала как откровение. И вступление, и оркестровая мечтательная волна, и мягкий вкрадчивый голос Эрнеста Грина, вступающий следом, все было идеально. Это вне всяких сомнений лучшая песня группы Washed Out, являющейся все-таки середняком и вряд ли способной прыгнуть выше, но ангел благоволил Эрнесту Грину получить сигналы из космоса и написать It All Feels Right. Поэтому что бы ни прозвучало следом, ясно одно: Washed Out удачно вписались в программу, оказавшись перед Massive Attack. Весьма достойно.
Видео опубликовано Christian Elizondo (@smalltown_witch) вкл.
И вот мы подошли к тому, для чего все это было написано. К их величеству Massive Attack. Если вы слышите живьем их первый раз, то вы даже не подозреваете о том, что с вами сейчас случится. А случится вот что: вы забудете о том, что есть время и какие-то там границы, все города и страны потеряют свой смысл, как и ваше прошлое и будущее, вы переместитесь из своего тела непонятно куда в потусторонний мир, и космогоническая мощная волна света и звука будет медленно сдирать с вас кожу. У Massive Attack все продумано и выверено до мелочей, они идеально работают со звуком, вы отчетливо слышите каждый удар в бочку, вы слышите все так близко, будто группа выступает внутри вашей головы. Но Massive Attack – это не магия природы, это магия цифр, поэтому и вы не человек, а полуробот с туго натянутыми нервами.
Звучит United Snakes, и зловещее чудо открывается перед вами. Барабаны бьют прямо в мозг, зомбируя, гипнотизируя, уничтожая вас. Paradise Circus в исполнении Мартины Topley-Bird возвращает к жизни и заставляет реветь в голос. Risingson обнажает все ваши страхи, Psyche проводит акт психоанализа, Future Proof срывает покров с планеты и открывает все ее болячки, ссадины и гниющие раны, выпуская на волю клопов и вшей, копающихся в нефтяных скважинах. Teardrop включает антивирус и борется с заражением крови, пока вы задыхаетесь в своих цифровых слезах, но не тут то было. Под Angels вы вообще перестаете что-либо понимать, но становится так страшно, и вам так хочется, чтобы вас изнасиловали, поэтому вы подставляете тело под музыку, словно под плеть, дубину, гильотину, и лечит прочь голова, изрезанная и искромсанная, с вырванными глазами и завязанным в морской узел языком. Кульминация песни, когда гитара переключается в режим ревущего дисторшна, незабываема. Страшно, жутко, но так потрясающе красиво. Плюс ко всему живое выступление Massive Attack невозможно без визуальных эффектов. По экрану бегают цифры, бессвязные предложения, игра слов, и в этих посланиях кроются обвинения этому миру. Закат цивилизации, политические игры, флаги, нефть, деньги и человеческие чувства. Еще больше страшно от этого. Слова складываются в противостояния. Например, music vs industry. Жутко.
И Massive Attack не дает отдохнуть, держит в оцепенении, так что после Angels не ждите пощады, потому что начинает звучать Inertia Creeps. Но то, что происходит, когда начинается Safe From Harm, выходит за все рамки совершенно. Safe From Harm незабываема. You can free the world you can free my mind Just as long as my baby’s safe from harm tonight. I was lookin’ back to see if you were lookin’ back at me to see me lookin’ back at you. И вам не хочется, чтобы это заканчивалось, и песня создает иллюзию, будто она никогда не закончится, потому что кульминация нарастает и не сходит, и игла, торчащая в вене, не поддается извлечению, и в вас разливается все. Влечение. Страх. Удовольствие. Дьявол. Ангел. Внутри вас концентрируется все, и басовая партия неизменчива, и голос Деборы Миллер, Боже, что это за голос! Услышать и умереть. И возродиться вновь, когда заиграет Play For Rain, и будет ясно, что это конец, потому что 3D объявит об этом. И на сцену выйдет Tunde Adebimpe, из TV On The Radio, тот самый Tunde, который участвовал в студийной записи песни. Вот такой подарок судьбы. И вы уйдете абсолютно опустошенными, но такими счастливыми, потому что то, что сотворили с вами гениальные музыканты из Massive Attack, не поддается никакому разумному анализу. Так что, если вам выпадет шанс увидеть Massive Attack, воспользуйтесь им, где бы вы ни были.
Все фотографии:
Николай Соловьев, специально для modernrock.ru