Говорят, что самый первый музыкальный фестиваль прошел в XVIII веке в Великобритании. Жаль, что трудно найти точную дату, чтобы знать когда отмечать — ведь изобретение фестивального формата можно поистине считать знаковым событием для всей музыкальной индустрии. Для любителей музыки летние фестивали являются своего рода кульминацией их увлечения.
Впрочем, хватит лирики. Я второй раз собрался на мощнейший европейский фестиваль — «Hellfest», который проходит в маленьком французском городке Клиссон под Нантом. Из года в год — только топовые хэдлайнеры. В этот раз этот праздник ада и угара стал еще больше: на той же площадке состоялся фестиваль имени Slipknot «Knotfest». Так что к трем дням невероятно громкой музыки, беспробудного пьянства, приятных и не очень знакомств, слэма и краудсерфинга прибавился еще один.
Дорога
Как добраться до чудного маленького городка с населением в семь тысяч человек? Все очень просто: билет на самолет до Парижа (прямых в Нант, увы, нет), затем пересадка и перелет в Нант. Цену назвать трудно — предложений с различными вариантами пересадки в других европейских городах полно, но в 20 тысяч вы должны уложиться. Еще можно взять билет на скорый поезд Париж-Нант (главное заранее, цена варьируется от 30 евро до 80 — в зависимости от времени и спроса) и пару часов нестись с бешеной скоростью, разглядывая природу регионов Иль Де Франс и Земель Луары.
От Нанта за 5-6 евро электричка полчаса несет ваше тело в Клиссон. Быстро и беспроблемно. Если планируете останавливаться в Нанте, то жилье лучше бронировать заранее. На «Hellfest» съезжается 60 тысяч человек со всех уголков света, так что могут возникнуть трудности со свободными местами или с адекватными ценами.
Жилье
Разместиться в самом Клиссоне в отеле или квартире практически нереально. Городок только раз в году встречает такой наплыв людей, так что инфраструктура недостаточно развита. Для этого и существует старый добрый кемпинг. Можно ездить из Нанта — но это или переполненная электричка или 50 евро на такси (в том числе на Убере).
В первый раз, вне всякого сомнения, нужно ставить палатку. Это, хоть и местами экстремально, зато точно весело. Атмосферу палаточного городка с бухающими металлистами вы точно не встретите в комфортабельном номере. Тащить палатку из России не обязательно, её, как и спальник, можно купить на месте в большом спортивном магазине. Они всегда там есть в наличии, тем более, что есть спрос. Самая дешевая на двоих — 20 евро, на троих — 30. Спальник — 7 евро.
Да, эта палатка будет не супер комфорт, да и спальник простенький… Но зато это потом можно банально не вывозить, а отдать французской земле обратно все туристические принадлежности сделанные в трудолюбивом Китае. Разбивать свой лагерь стоит как минимум за день, потому что потом все адекватные места будут заняты.
Еда и напитки
Очень удобно обстоят дела с продуктами: рядом огромный супермаркет «Ле Клерк», где все посетители фестиваля и уже привыкшие к ежегодной вакханалии местные жители могут купить что угодно — от вина и сыра до бытовых товаров. На территорию опен-эйра нельзя проносить жидкости в стеклянной таре. В таре фестиваля или пластиковой посуде это сделать можно. Купить 1,5 литровый адский фирменный стакан «Hellfest» и наполнить его вином, чтобы угореть перед главной сценой — отличная идея!
На территории фестиваля и за его пределами располагаются различные кафешки: тайская кухня, бургеры, индийская кухня, веганский уголок. Очереди посильные, а кормят достаточно вкусно. Цены — 10-15 евро, столько вам обойдется обед в любом уголке Франции. Еще можно поесть в трейлере с кебабами за территорией фестиваля — 7-8 евро. В городе есть Макдональдс, который не сильно дешевле все тех же кебабов.
На фестивале много пунктов с питьевой водой, которую можно наливать в свою тару или пить прям так. Пиво — 3,5 евро за 0,33 и порядка 5 за 0,5. Плюс сбор — 1,5 евро за пластиковый стакан, в который можно наливать повторно.
Оплата, душ, камеры хранения
Душ — 6 евро на все время фестиваля. Можно стоять в очереди в отдельную кабинку или быстро помыться в общем душе. Да, там голые мальчики-девочки вместе. Если обнажаться в присутствии других для вас стресс, то придется какое-то время подождать очередности.
Вся оплата — по безналу, который заряжается на личный браслет фестиваля. Можно сделать это через специальные пункты, а можно онлайн. Второй способ гораздо удобнее.
Есть камера хранения, но на фестивале не так часто что-то крадут, хотя и такие случаи тоже есть. С вещами лучше быть аккуратнее.
Музыка: день 1. Knotfest
Стартовал этот четырехдневный адо-марафон 20 июня фестивалем «Knotfest». Для него были задействованы две главные сцены, где выступали по очереди Sick of it All, Amaranthe, Ministry, Powerwolf, Papa Roach, Behemoth, Rob Zombie, Amon Amarth, Slipknot, Sabaton. Как и на «Hellfest», на основных площадках практически нет перерыва между выступающими командами.
Сцены две: пока играет одна группа, техники следующей команды на параллельно готовят декорации и отстраивают звук. И что удивительно, при таком плотном графике на отстройку звука, качество звучания было ЭТАЛОННЫМ. Поэтому стандартные отговорки: «ой тут стадион, ой поле, звук отражается, эхо, невозможно настроить» — для меня теперь чушь собачья. Во Франции ребята в поле сделали потрясающий звук ВСЕМ командам.
Хардкорщиков Sick Of It All пришлось пропустить по непонятным причинам — наверное, не очень-то и хотелось. Amaranthe также застал урывками, ибо не питаю большой любви к этому коллективу. А вот взглянуть на старину Эла Йоргенсена и его Ministry очень хотелось. Сет-лист, безусловно, исключительно классика, потому как отведено легенде индастриала было чуть больше получаса. «Stigmata», «N.W.O.», «Just One Fix», «Jesus Built My Hotrod». Не думал, что такое скажу, но для группы, которая разогревает меня к фестивалю — нормально.
Не скажу, что Ministry звучали отлично, да и энергетика была далеко не лучшая из всего, что я видел на этом празднике жизни. Я хорошо знаком с творчеством коллектива, — мне зашло, но те, кто впервые услышал в тот день музыку Йоргенсена, вряд ли сильно впечатлились.
Опробовал новое покрытие в серкл пите — там положили плитку. Пять лет назад была земля, так, что пыль вздымалась вверх, когда буйные товарищи рубились на агрессивных командах. В конце фестивального дня посетитель фестиваля превращался в очень пыльную хрюшку, песок аж на зубах скрипел. Теперь такого, к счастью, нет.
Powerwolf просто порвали публику. Потрясающий звук, команда идеально и слаженно рубит свои телеги. Хоть я и не фанат жанра power-metal, но эти парни не зря свой хлеб едят. Вокалист Аттила Дорн мастерски работает с публикой — заставляет петь даже тех, кто только-только услышал эту группу. Плюс костюмы — смотреть на этих диких волчар одно удовольствие. Визуальный ряд дополняли декорации и огненное шоу. Огонь использовали многие группы, но у Powerwolf было все очень «в тему».
Papa Roach выпустили отличный последний альбом, песни с которого многим уже полюбились. В тот вечер по энергетике заморских «тараканов», пожалуй, не превзошел никто. Как только играли «Last Resort», «Between Angels And Insects» и другая классика — в серкл-пите начинался лютый угар. Если ты решил отдохнуть — будь аккуратен, возможно, с другого конца толпы по рукам в твою сторону двигается краудсерфер, который по инерции может упасть тебе на голову.
Кстати, когда тебя по рукам несут к сцене, в конце путешествия тебя ожидает приятный сюрприз, как и на всех европейских фестивалях: секьюрити в фотопите умело и нежно принимают тебя на руки, а затем выпускают через боковой выход обратно в толпу. Пока бежишь по фотояме, можешь очень близко посмотреть на выступающую группу.
Возвращаясь к Papa Roach — эти парни за отведенное им время выложились на максимум. А люди это чувствуют, да и кто не знает Papa Roach? Даже те, кто слушает куда более брутальную музыку, как правило, начинал с подобных команд — их, Limp Bizkit, Linkin Park, Korn. Так что их самые знаковые треки знают практически все.
Следующие — польские блэкари Behemoth. Гримм, бластбиты, море огня, перевернутые кресты. Сатана по классике. Группа не в первый раз в Клиссоне, так что встречали их, как старых знакомых. Нергал и компания ответили тем же.
Rob Zombie я вижу второй раз, причем на том же месте. Сет-лист за пять лет не поменялся, бородатый дядя, похожий на Паука из «Коррозии Металла» все также кряхтит в микрофон «Everybody Fucking In The Ufo», «Dragula», «Living Dead Girl» и самый попсовый кавер на Ramones. Отлично выстроенная сцена, лазеры, свет и видеоэффекты — все его декорации были экранами. Смотрелось мощно. В плане шоу — суперкруто. И, конечно, в очередной раз приятно понаблюдать за гитарной работой John 5. Жаль только, что в рамках Rob Zombie ему особо негде разгуляться. И, как всегда, обошлось без моей любимой песни «Feel So Numb» — вот не играет он ее, зараза, и все.
Шведские викинги Amon Amarth выпустили шедевральный для своего жанра альбом «Berserker», и с этой программой они выступили на «Knotfest». Пиротехника, огонь, бои викингов прямо на сцене — отличное дополнение к пропитанной тестостероном музыке скандинавских воинов. Одна из тех групп, которую ты может, не так уж много слушал в студийке, но живьем не можешь глаз оторвать от происходящего на сцене. Чем не повод углубиться в дискографию этих потрясающих викингов? Я даже по-другому взглянул на классику «The Way Of Vikings», «Shield Wall, First Kill», «Guardians Of Asgaard». Если в записи мне в целом нравилось, но местами скучновато — то живьем вышла лютая энергия!
Хедлайнеры Slipknot, которых я имею честь лицезреть аж третий раз, как всегда, были максимально жестоки. Новые маски Кори и компании, представленные в этом туре — это, конечно, потрясающе, но попробуйте заострить на этом внимание, когда толпа адово месится буквально на каждом участке поля фестиваля, вплоть чуть ли не до палаток. А когда ты весь день проводишь на ногах, в этом водовороте тел тебе довольно быстро начинает становится хреново. Хотя, когда первой песней звучит «People=Shit», понять зверски слэмящихся людей очень даже можно. В сет из стандартного набора «Before I Forget», «Psychosocial», «Duality», «The Devil In I» удачно влились новые «Unsainted» и «All Out Life».
Честно говоря, может усталость, может еще что, но каких-то сверхэмоций от Slipknot я не получил. Стандартный концерт, прошедший на стабильном уровне. Куча человек бегает по сцене, прежде всего Клоун, конечно. Маска Шона теперь вычурно металлического цвета, так что его можно узнать, даже если ты смотришь шоу одним глазом (пока в другой ты получаешь с локтя). Сет вполне ожидаемый, расстроило отсутствие «Wait & Bleed», зато был «The Heretic Anthem». А так, повторюсь — видел их трижды, и это выступление назвать особенным не могу. Не скажу, что я не кайфанул — было норм. Эпитета «норм» удостоились только две команды: Ministry и Slipknot, остальные были «збс», или «мега збс».
На Sabaton уже просто не осталось сил, решил поспать в холодной палатке и дождаться следующего дня. Где я, неожиданно, все же встретился с Sabaton — видимо судьба.
Видео
Powerwolf
Papa Roach
Behemoth
Rob Zombie
Amon Amarth
Slipknot