.

20.11.2018

Мэйти: «Нашему времени не хватает героев»

В свежем клипе на песню «Крот» российского «эмо-рэпера» Мэйти режиссер Семен Багиров провел параллели со стихотворением Арсения Тарковского «Вот и лето прошло». Случайна ли такая связь, почему от альбома к альбому все больше рок-аранжировок и как понять его лирического героя мы спросили у Миши Мэйти.

Ты сам выбирал песню для клипа?

Да, идея была сразу — делать видео на «Крот». Не смотря на то, что многие, судя по всему ждали, например, на песню «Племя» или другие треки с альбома «Бигало, часть 1». Она мне очень близка, так как, самая личная, сложная, драматичная. Даже локации — старый карьер в Воскресенске, закрытый павильон ВДНХ с неподвижными эскалаторами, — выбраны не случайно. Самая главная строчка в песне — «Мы не успели родиться в людей. Мы только кроты». Многие в современном мире ищут смысл продолжения собственного существования в религиях, сложных рассуждениях, истории, наследии каком-то, но так и не находят.

Люди, кажется, стали многограннее, разносторонне развиваются, знают много нового и интересного, но внутренние конфликты остались прежними. Мы как и на заре человеческой истории задаемся всё теми же вопросами: «В чем смысл жизни? Кто я?». И ответов не находим.

Ты рассказывал, что Семен, режиссер клипа создал параллель со стихотворением Тарковского-старшего. Почему именно с ним?

Это, наверное, и доказывает, что мы с Семёном притёрлись. Сам я такой параллели в песне не закладывал, но я с детства, благодаря отцу, большой поклонник творчества и Тарковского-старшего, и Тарковского-младшего. И когда мы готовились к съёмкам клипа, Семён позвонил мне и сказал, что нашёл это сходство и хочет его подчеркнуть видеорядом. Получается, с миром Тарковского меня все еще что-то связывает, не смотря на прошедшее время. Потом я прочитал стихотворение, пересмотрел фильмы «Сталкер» и «Зеркало» и сам увидел этот «мостик». Только Тарковский все таки говорил просто о сложном, а я — наоборот — сложно о простом.

Что, по-твоему, нужно читать, чтобы понять твоего лирического героя?

Персонаж моих стихов — ранимый, постоянно что-то теряющий, но ведь все мы на протяжении жизни что-то утрачиваем. Кто-то предпочитает об этом молчать, держать все в себе, я наоборот — выплескиваю, показываю переживания окружающим. Мне кажется, в этом и есть задача творчества: ты передаешь свою боль через метафоры, аллегории, образы. А человек, который послушает твои песни, получит возможность понять, что он не один с той или иной проблемой. Когда я, например, слышу в музыке, возможность об поговорить с автором песни через понимание его образов, меня это очень подкупает. Поэтому я тоже пытаюсь идти таким путем. Это, мне кажется, помогает людям обходиться без психологов.

Чтобы понять моего персонажа, стоит прочитать «Волхва» и «Коллекционера» Джона Фаулза. Этот писатель сейчас является определяющим для меня. Второй автор, несомненно, Бунин. Я родился и вырос в маленьком старинном городке в Чувашии. Меня все детство окружала эта старина, дома, улицы, все как из позапрошлого века. И с детства российская глубинка мне родная. И любвь к такой жизни, природе у Бунина описана красочнее всех наших авторов. «Темные аллеи» и, в принципе, весь Бунин — это прямо про меня и обо мне. И, конечно, Булгаков. Причем не «Мастер и Маргарита», хотя книга и уникальная. Мне больше по душе цикл «Записки юного врача» и «Морфий».

На пути от «Записок» к «Бигало», проявляется характерная для современного российского хип-хопа вещь. Стало много попыток смешать рэп и рок. Почему в твоём случае это происходит, и не стало ли этого в новом альбоме больше по сравнению с предыдущим?

Да, безусловно, стало. Это осознанный вектор, но в отличие от коллег, у нас это момент возможностей. Я с удовольствием делал бы это и раньше, если бы была возможность. Как только студийный аппарат, коллектив музыкантов организовался, получился, сросся, то и начался такой музыкальный вектор. А происходит, наверное, это просто это потому что, я всегда был меломаном, и, несмотря на то, что писал хип-хоповые песни на первых порах, мне всегда нравился советский рок, и ранний, и поздний, и Мамонов, и группа Звуки му, и Гребенщиков.

Для меня не было трудностью как-то привнести в звук роковые вещи: гитары, барабаны. Тем более, когда рядом появились ребята-музыканты из группы 25/17 и студия полноценная для того, чтобы не упираться в рамки. Иначе говоря, время, когда я писал голос на хип-хоп инструментал, оно было только потому, что не было рядом людей, которые могли бы профессионально помочь. И мне нравится эта динамика. Мне нравится, что у нас получилась с Максимом Покровским из Ногу свело. Это какая-то преемственность поколений. Мне кажется, в этом намного больше хип-хопа, чем во всех этих тусовках, клубах, концертах. Люди с таким музыкальным багажом, базисом абсолютно опрометчиво и без мысли о том, что что-то может пойти не так окунаются в предложенный тобой мир, в предложенную тобой песню.

Вторая часть альбома «Бигало» будет еще более живой по звуку. Там совсем будет небольшой минимум в виде студийного, электронного сет-апа, а в основном все будет на живом звуке.

Вопрос больше технический. Пока в списке тура всего пять городов, причём Новосибирск — самая отдалённая точка. Есть планы по расширению географии: от центра до Сибири? Между ними ведь много городов: Казань, Уфа, Самара и так далее.

Да планы такие есть. В прошлом году тур был на 16 городов. Выбор городов чаще связан с возможностями местных промоутеров, чтобы технически все было осуществимо. Часто из регионов приходят предложения на площадки, в которых, к сожалению, звук нам не подходит. У нас же все с претензией на качественный вокал, качественные гитарные рифы, нам иногда недостаточно какого-то кафе-бара и гитарного комбика для того, чтобы максимально показать, что мы можем показать в живом звуке. Целенаправленно выбираем площадки только хорошие, даже если они небольшие.

Сейчас Екатеринбург прорабатывается, Казань. В Киев мы очень хотим доехать, хочется побывать там, сыграть концерт. По статистике из тех же соцсетей, у нас много слушателей с Украины. Посмотрим, насколько это осуществимо и возможно, учитывая разного рода политические ситуации, которые, к сожалению, на музыкантах отражаются. Мы, конечно, «за» то, чтобы ездить чаще, больше, но на данный момент пока реагируем на предложения, где организаторы отдают себе отчёт в качестве звука, для нас это первично.

Какие перспективы после тура на конец зимы — начало весны? Будет запись нового альбома? Может, видео планируются или уже снимаются?

После 18-го декабря, когда мы отыграем крайний концерт первой части тура, начнем закрытую студийную работу. Как раз запись новых песен и всех необходимых инструментов. Материал пишется. Много очень материала. Будем всё отсматривать, отсеивать, выбирать самое лучшее.

Сейчас есть возможность отказываться от каких-то песен. Если раньше выпускалось всё, что писалось, то сейчас есть возможность что-то отложить, переработать или просто дождаться другого времени для демонстрации слушателю. Съёмки клипа сейчас готовятся. Думаю, уже в этом году мы его снимем и выпустим, но пока не буду говорить на какую песню — творческое суеверие. В феврале продолжится тур с Воронежа. Я думаю, на февраль и март придется большая часть городов.

На продолжении «Бигало» будут ли какие-то гости? На первой части была целая плеяда фитов. Здесь будет примерно то же самое или уже сольник?

Нет. Будет тоже много совместных песен, примерно 50 процентов релиза будут песни с гостями. Я обозначил для себя и для команды всех людей, с которыми мне бы хотелось сотрудничать. В принципе, ничего невозможного нет, как с западными артистами, так и с отечественными. Вопрос только выбора песни. Как показывает практика, нет ни одного артиста, для которого запись совместной песни является чем-то запретным или неактуальным. С любым можно сделать трек. Нужно только подобрать хорошее демо, хорошую тему для двух артистов. Поэтому вопрос только в том, какие демки мы соберём, предложим, и на сколько они покажутся интересными для тех, кого мы запланировали пригласить.

Там имена и из отечественной рок-сцены, и из «героев 80-ых» есть тоже идеи предложить кое-кому, кто сейчас, возможно, уже не на слуху, но с богатым бэкграундом, и хип-хоп артисты. С Хаски всё пытаемся сделать песню совместную, но пока у нас есть расхождения по тому, как она должна звучать. Во второй части альбома мы, надеюсь, определимся уже со звуком и запишем.

В последние годы бурно расцветает региональный, «чувашско-бурятский» хип-хоп. Как думаешь, почему именно сейчас?

Мне кажется, что наступило время, когда музыки стало, во-первых, очень много, во-вторых, информационное поле перенасыщено. Огромные потоки ежедневных релизов, клипов, видеоблогов, передач, проектов. Этого стало так много и в таком излишке, что вещи, которые не содержат в себе смысловой, очевидной нагрузки, необычных решений и ходов внутри этого продукта, они просто в ленте стали как-то пролетать.

Люди, наконец-то, потихонечку, постепенно начали реагировать на смысл, задачи, которые заложены в тексте. Дима Хаски для меня совсем феномен в этом плане. Мне кажется, он попал во время, которое начинает, несмотря ни на что, меняться. Люди наконец-то начинают переосмысливать, переоценивать понятие музыки, слова, стихов, поэзии. Я очень верю в это перерождение нравов, отношения к тому, что выпускается, потому что те вещи, как пишет Хаски или группа 25/17, из какой-то другой литературной планеты, нежели весь актуальный материал Федука, Элджея и прочих ребят музыкантов, которым я исключительно добра желаю. Мне кажется, всегда нужно радоваться за ребят, которые собирают площадки и монетизируют своё творчество, живут, благодаря этому. Всё классно. Просто вопрос культурных срезов. Конечно, если выбирать между первыми и вторыми, я всегда выберу Хаски или 25/17, потому что там есть боль, нерв, опыт, жизнь, и, наверное, эта не безупречность образа подкупает.

Подкупает, что люди такие, какие они есть, не такие, как надо кому-то где-то, поэтому мне кажется, что люди в своём большинстве истосковались по героям. Нашему времени не хватает героев. Это не обязательно человек с флагом, не обязательно человек с манифестом — это и есть как раз Хаски и иже с ними, что называется. Мне кажется, людям элементарно не хватает новых лозунгов, новых идей. Такое творчество, которое соразмерно с болью и утратами, оно становится более считываемым, более понятным.

Ближайшие концерты Мэйти пройдут 13 декабря в Петербурге (Opera) и 15 декабря в Москве (16 Тонн).

Теги:
Комментарии: