Любой тур Роджера Уотерса это грандиозное событие. Британец обычно везет тонны спецэффектов, декораций, толпу музыкантов и делает мегашоу. И 75 лет тому не помеха, потому как Роджер не стесняется делегировать: есть сменный басист и не один, куча людей ответственных за вокал: от двух одинаковых сладкоголосых девочек, до поющего гитариста. Уотерс, в первую очередь, дирижёр той огромной тусовки, что у него на сцене. И это не то, что не плохо, это прекрасно! Зато все очень правильно звучит. И этому примеру, вероятно, стоит последовать некоторым другим престарелым рокерам. Да к чему намеки – я, откровенно говоря, про Йена Андерсена из Jethro Tull. Йен в отличной физической форме, флейта как раньше поет, но вокал отсутствует как класс. Может, стоит больше вокальных партий доверить коллегам или нанять специально обученного вокалюгу? Впрочем, сейчас совсем не об этом. А о грандиозном событии, коим, несомненно, является концерт экс-участника Pink Floyd.
19 часов, территория возле СК Олимпийский просто забита людьми. В этом году я регулярно посещаю эту легендарную площадку, но такого ажиотажа я не припомню. Выстроились огромные очереди на вход только на прилегающую зону, а там уже народ выстраивался у входных дверей в сам спорткомплекс. Пропускали достаточно быстро, так что огромная змея из людей весьма интенсивно заходила внутрь. Как только попадаешь внутрь, сразу же начинаешь люто потеть. И, к сожалению, не от того, что предвкушаешь на сцене великого музыканта, а от того, что людей настолько много, а вентиляция настолько плохо работает. В самом зале на порядок комфортнее, на сцене экран с девочкой в пустыне, сидящей в арафатке, звучит арабская музыка. Нет сомнений, что это референт к палестинской проблеме, которую Уотерс постоянно поднимает в своих публичных выступлениях.
19:30 – гаснет свет, звучат аккорды «Breathe». Никаких тебе разогревов, сразу главное действующее лицо собственной персоной. Звук, свет, визуальные эффекты – все идеально. Разбирать все по крупицам не имеет никакого смысла по своей сути. Часть музыкантов: гитара, бас, саксофон, клавиши с Уотерсом довольно давно, и те, кто следит за его деятельностью вряд ли могут усомниться в их квалификации. Ударник, две девушки вокалистки, еще один басист пришли к Роджеру после его последней сольной работы «Is This Life We Really Want». Не смотря на то, что эта пластинка мало у кого вызывает восторг, музыканты высочайшего уровня, другие, уверен, к такому мастодонту как наш британский товарищ могут подходить лишь за автографом.
Визуальный ряд на экранах, лазерное шоу – все тщательно подготовлено, все к месту. Ну, и, все, невероятно зрелищно. Смотреть, как 75 летний дед дергает струны бас гитары было бы скучно, каким бы клевым он ни был – а тут вот вам первоклассное концептуальное шоу, пожалуйста!
После артиллерии из классики Pink Floyd «One Of Those Days», «Time», «Great Gig In Time», «Welcome To The Machine» Роджер решил выдать три подряд своих сольных вещи, как раз с того самого прошлогоднего альбома. Не зря же он его писал, в конце концов. Публика заметно поникла, все-таки при всем уважении сольные вещи кратно уступают классике Флойд. Но, лично меня порадовала в сете «Picture That» – самая динамичная и злая вещь с «Is This Life…». После неё продолжили классикой, «Wish You Were Here» и, конечно же «Очередным кирпичем в стене». На этой песне про то, что «не нужно нам ваше образование» вывели детей, которые первую часть композиции стояли с мешками на голове. Потом они сняли куртки под которыми были майки с надписью «Resist». Тут закончился первый акт, больше музыкальный и был объявлен перерыв, после которого наступила часть больше политическая.
В перерыве на экранах появлялись различные слоганы, первым словом которых было «resist» («сопротивляйся»). Тут то экранное полотно проехалось по всем, кому только можно. По антисемитам, по Израилю, по Нетаньяху персонально, по главе ФБР, по военно-промышленному комплексу, по полицейским, по Марку Цукербергу, по Орбану, по Качинскому, по Трампу, даже слегка по Путину.
После паузы со слоганами началась вторая часть шоу. Тут над фанзоной вырос огромный помост, который трансформировался в конструкцию с плавающими экранами. Тут и 3D завод материализовался, и потом превратился в стену позора Дональда Трампа. В композиции «Dogs» по американскому лидеру прошлись катком – не в последний раз за это шоу. Американский президент в виде голой тучной женщины, в виде ребенка, в виде античной фигуры с очень маленьким половым органом, да в конце концов надпись на пол Олимпийского в экране «Трамп – свинья».
видео: Geor Geor
Знаменитая летающая свинья несла в себе посыл на боку – «будь человеком». Написано это было как на русском, так и на английском языках. На «Темной стороне Луны» в зал залетел огромный черный шар. Такого восторга, как свинья он у публики не вызывал, но тоже неплохо.
Уотерс не сразу смог начать играть композиции на бис. Бесконечные овации выбили слезу из легендарного рокера. Собравшись с силами, Роджер решил представить свою группу. Это было невероятно долго. Да, людей немало, но и каждого в списке представляли чуть ли не со всеми возможными регалиями. Так что представление группы затянулось. После чего Великий решил толкнуть речь. В очередной раз досталось Израилю. Уотерс ранее призывал бойкотировать фестиваль «Метеор» в Тель-Авиве, в том числе известна его баталия в твиттерах, фейсбуках с Ланой Дель Рей. Он ей говорит, Лана, не езжай, там прессуют палестинцев. Она ему – уважаю тебя, старик, но я другого мнения. И вот, со сцены Олимпийского Роджер хвастается: 30 групп снялись с фестиваль и только что снялась и Лана. К восторгу российской публике был упомянут Крым. Мол, в 48 году приняли декларацию прав человека, а в 18 году сами же права людей в Крыму ущемляете своими санкциями. Публика, конечно в восторге.
Можно соглашаться с Уотерсом, можно быть противником его идей. Но, нельзя не принимать во внимание величину этого человека, и величину его мнения в частности. Ему 75, он до сих пор крайне успешен во всем мире. И он до сих пор бунтует: против корпораций, против правительств, ведомств, против всего того, что он считал неправильным, записывая, к примеру, «Money». Уотерс никогда не покидал своей баррикады и остается на ней и по сей день. Только за это его можно уважать.
На бис была сыграна его старая сольная вещь, посвященная словам Рейгана о том, что США выиграли «холодную войну» — «The Bravery of Being Out of Range». Он немного изменил её на современный лад, но и она, сильно уступает классике Pink Floyd. Следующая за ней «Comfortably Numb» наглядно показала это. Ей и закончился этот концерт. Даже не концерт, а скорее событие. Политический митинг, арт инсталляция при потрясающем аудио сопровождении.
Роджеру здоровья и сил. Очень хочется верить, что посчастливиться увидеть его на сцене еще не раз.
Автор: Сергей Бобрик