В Москве ежедневно проходит множество рок концертов. На выходные может быть заявлено аж до сорока концертов за вечер. Если честно, от такого изобилия тяжелой музыки становится не по себе, потому что часто посещать исключительно шоу рок направления становится скучно, и иногда хочется послушать что нибудь не такого громкого, но не менее эффектного и энергичного. Вот такой случай выдался, когда десятого февраля в клубе дом выступало отличное джаз трио из Португалии.
Забудьте о куче бэклайна, забудьте о мониторах возле каждого музыканта, забудьте об изобилии света, подвешенного на кучу ферм, забудьте о мощных гитарных рифах, забудьте даже о сетлистах с порядком песен. На сцене только три музыканта, каждый статично закреплён на сцене со своим инструментом, ничего лишнего, даже нет пюпитров с нотами. Чистая импровизация, каждое шоу уникально, такое не услышишь на альбомах группы, или на другом их концерте. Это и есть фри-джаз.
Собственно группа. Три португальских музыканта, каждый по своему уникален.
Родригу Амаду на тенор-саксофоне, в честь которого собственно и назван коллектив. Он умудряется стоять час на одном месте с такой тяжестью на шее, и умудряться выдавать из неё сложные партии, на это я считаю способен далеко не каждый.
Мигель Мира за виолончелью, который в буквальном смысле слился со своим инструментом. Если вы думаете, что это традиционный оркестровый виолончелист из оркестра, то вы ошибаетесь. Девяносто процентов выступления, он перебирал струны правой рукой, прям как на контрабасе, лишь изредка беря в руки смычок, чтобы сыграть на инструменте партии в классическом исполнении.
Габриэль Феррандини за барабанной установкой, наверно самый уникальный участник трио (лично для меня, так точно). То, как он виртуозно обращается со своими тарелками, не забывая включать в свои рисунки элементы перкуссии, врезается в память чуть ли не навсегда. Его приёмы нетрадиционны для типичного джаз, или рок барабанщика, которые многие привыкли видеть на концертах. Он бьёт по тарелкам голыми руками, меняет палочки, каждые две минуты на щётки и/или колотушки, прямо во время произведения. Складывается ощущение, что он просто хочет показать посетителям, в каждой композиции, все свои возможности, технику, и скорость. И лично я считаю, что ему это удалось, учитывая что звучало всё это вкупе с другими инструментами, просто шикарно.
Само выступление началось с представления участников, которые выходили на сцену, услышав своё имя. Заняв свои места, началось то, что многие не ожидали увидеть. Трое музыкантов переглянулись, и перекинулись парой фраз только перед тем, как начать играть. Всё остальное время они смотрели только на свои инструменты. Габриэль не сводил глаз со своего райда, и почти не смотрел на остальные элементы установки, даже когда бил по ним. Мигель следил за своими пальцами, и струнами. А Родригу и вовсе стоял с закрытыми глазами, сосредоточенно играя на саксе. Не весь концерт музыканты играли втроём, были моменты, когда хоть один из участников трио прерывал свою партию на минуту, и переводил дыхание, в то время, как двое остальных продолжали импровизировать в формате дуэта.
Концерт длился более двух часов, в двух отделениях, и в конце бис. Первое отделение прошло динамично, с прекрасным барабанным соло в конце, если это можно так назвать(барабанная импровизация). Второе действие началось спокойно и размеренно, и в принципе оно было таким до конца, наверно сказывается усталость участников после первого действия. Лишь иногда участники выдавали мощные аранжировки, которые вписывались в общую картину их произведений.
Что же в итоге? Посетители побывали на концерте, который состоял всего лишь из четырёх музыкальных произведений, плюс одно на бис. Пять (песен?), почти по полчаса каждая, но зато таких, которые вы больше никогда не услышите. Их нет ни на альбомах группы, ни на других их выступлениях. Как писалось в начале статьи, каждое шоу уникально, и группа никогда не повторяется. Каждый концерт — это эксклюзив, и этот эксклюзив того стоил, просто поверьте, и приходите в следующий раз, ибо фри-джаз группы играют в нашей стране далеко не каждый день, в отличии от рок коллективов, которые приезжают каждый год. Будьте многогранными, не ограничивайтесь жанрами и стилями, и помните, что хорошая музыка вне рамок и штампов.
А за всеми предстоящими концертами, всевозможных жанров и стилей, следите на нашем сайте, и в наших аккаунтах, в социальных сетях.
Благодарим администрацию клуба «Культурный Центр ДОМ» и лично Бориса Люлинского за приглашение на концерт.
Роман Сим для modernrock.ru